1.Эксперимент
2. Принципы и стратегии обучения высокомотивированных учащихся. Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных детей
3. Система деятельности по организации работы с высокомотивированными и талантливыми детьми
4. Каким должен быть учитель, работающий с высокомотивированными и одарёнными учащимися?
5. Практическая часть
СЛАЙД №1 Педсовет «Как мы работаем с высокомотивированными учащимися: реалии, проблемы, перспективы»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Притча «Лавка возможностей».
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко непохожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.
Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: .
— Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, — сказал он и показал на полку.
Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:
— Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
— Каким образом данная притча может быть применима к нашей сегодняшней теме?
СЛАЙД №2
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Раннее выявление, обучение и воспитание высокомотивированных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что высокомотивированными дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.
СЛАЙД №3
Цель:
• Мотивация деятельности педагогического коллектива на работу с высокомотивированными учащимися, оказание методической помощи учителям, имеющим затруднения в деятельности с выявлением и развитием способностей интеллектуально одарённых детей
СЛАЙД №4
Задачи:
· обсудить теоретические проблемы одаренности;
· проанализировать сложившийся опыт работы педколлектива с высокомотивированными обучающимися;
· акцентировать внимание педколлектива на необходимость отбора содержания, форм, методов обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей, интересов и потребностей личности;
СЛАЙД №5
Эксперимент
Выделите из перечисленных на слайде личностные и деловые качества учеников, которые вам импонируют и те, что не нравятся. Проанализировав ответы, подвести аудиторию к выводу о том, что выделенные отрицательные качества, вопреки общепринятому мнению, могут свидетельствовать и об одаренности ребенка (чаще творческой).
Предлагаем личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте «+» качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» то, что не нравится.
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело.
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10.Занятый своими делами (индивидуалист).
11.Быстро, “на лету” схватывающий.
12.Не умеющий общаться, конфликтный.
13.Общающийся легко, приятный в общении.
14.Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15.Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16.Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
СЛАЙД №6
Каких “+” у Вас больше?
Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
Надеюсь, для многих не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего характеризуют высокомотивированных детей. С этим стереотипом прямо связан еще один (особенно распространенный как раз в учительской среде): высокомотивированными — те, кто учится легко и быстро. Да, легкая обучаемость относится к одаренности, но это лишь один из ее видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни). Великий Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике) он был исключен из гимназии. Кстати сказать, при достаточно благонравном поведении.
СЛАЙД №7
Высокомотивированные дети — это дети с потенциальной, но ещё недостаточно проявившейся одарённостью. От «обычных» детей их отличают повышенные возможности развития, которые создаются за счёт высокой мотивации к саморазвитию. Если таким детям предоставить благоприятные условия для развития, то их потенциальные возможности превратятся в реальные высокие способности. Главное в этом случае — не упустить время.
Давайте обратимся к определению терминов: «способный», «одаренный», «талантливый».
Одарённый – то же, что и талантливый.
Способный – обладающий способностями к чему-нибудь, одарённый; обладающий каким-нибудь свойством, могущий что-нибудь сделать.
Талантливый – обладающий выдающимися природными способностями, одарённый.
Интеллектуальный — умственный, духовный, с высоко развитым интеллектом.
Творческий – созидательный, самостоятельно создающий что-нибудь новое, оригинальное.
С.И. Ожегов
«Толковый словарь русского языка»
Видно, что эти слова употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей.
Таким образом, одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений).
Одаренность может существовать в разной форме:
— явная одаренность, это высокая одаренность (1-3% детей);
— возрастная одаренность, т.е. в определенном возрасте ребенок показывает её, а потом она исчезает;
— скрытая одаренность, т.е. одаренность, которая по каким-либо причинам не проявила себя. Детей со скрытой одаренностью больше, чем с явной (20-25%). По информации европейской ассоциации «Евроталант» около 30% детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, составляют дети со скрытой одаренностью. История знает немало таких фактов. Например, Пушкин ничего не понимал в математике, Бетховен за свою жизнь не смог выучить таблицу умножения, Черчиль в детстве страдал расстройством речи, Энштейн в 15 лет был исключен из гимназии за неуспеваемость, Чехов был оставлен на 2-й год в 3 классе за «отставание в словесности».
Бытует мнение, что высокомотивированными дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности.
СЛАЙД №8
«Принципы и стратегии обучения высокомотивированных учащихся. Виды активных форм организации обучения высокомотивированных детей. Современные технологии в работе с высокомотивированными детьми»
СЛАЙД №9
Существую различные виды одаренности:
— интеллектуальная (с высоким интеллектом);
— творческая (высокий уровень творческих способностей);
— спортивная;
— академическая (хорошо обучается в школе);
— лидерская;
— организационная;
— социальная,
Однако, сложившая типология является весьма условной.
Для успешной работы по развитию одаренности, учащихся необходимо создавать и развивать соответствующую творческую образовательную среду. И чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие.
Работа по формированию интеллектуальных и творческих способностей школьников может дать ощутимый результат, если она носит системный и систематический характер.
СЛАЙД №10
Что же сделано в школе для выявления и развития творческого потенциала учащихся? У нас сложилась определенная система работы, которая ведется по данным направлениям:
Система деятельности по организации работы с высокомотивированными и талантливыми детьми в учреждении имеет следующее содержание:
-выявление высокомотивированных и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика;
-создание банка данных по талантливым и высокомотивированными детям; диагностика потенциальных возможностей детей;
-преемственность;
— работа по исследовательским и творческим проектам;
— научно-практические конференции, предметные турниры, конкурсы;
— работа с родителями высокомотивированных детей;
Помощь таким учащимся в самореализации их творческой направленности: создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание; включение в календарный план объединения расширенного изучения программы; организация научно-исследовательской деятельности; организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, конференциях, форумах и т.д.
СЛАЙД №11
К основным общим принципам обучения высокомотивированных учащихся относятся:
Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении высокомотивированных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения — специфическим особенностям высокомотивированных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.
СЛАЙД №12
Стратегии работы
Высокомотивированными дети требуют особого подхода. Взаимодействие педагога с высокомотивированными учеником является главным фактором всего обучения. Поэтому основными направлениями в работе с ними является индивидуальный подход, развитие интереса у школьников к приобретению знаний, выявление способных, высокомотивированных и талантливых учащихся в различных областях знаний, а также развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.
В организации работы с высокомотивированными детьми педагоги школы используют четыре стратегии обучения, которые могут применяться в разных комбинациях.
Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренными темпами развития. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному содержанию программы. Примером такой формы обучения являются летние и зимние лагеря, заочные дистанционные школы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для высокомотивированных детей с разными видами одаренности.
Углубление. Такой подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к какой-либо области знаний. Предполагается глубокое изучение тем и разделов курса. Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с умственной одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящий ущерб общему развитию ребенка.
Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное установление связей с другими темами или предметами. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы. Такое обучение может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных интеллектуальных тренингов по развитию тех или иных способностей и т.д.
Проблематизация. Такой подход предполагает стимулирование личностного развития ребенка. Специфика заключается в подборе оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Важно иметь в виду, что две последние стратегии обучения являются наиболее перспективными. Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут не только тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям, но и когда работает с таким ребенком грамотный и высококвалифицированный педагог. Ведь необходимо четко знать, каким образом осуществлять педагогическую деятельность по отношению к высокомотивированными учащимся, чтобы способствовать еще большему развитию уже имеющихся талантов и раскрытию тех, которые еще не успели себя должным образом проявить.
Выявив одаренного ученика, необходимо установить с ним сотрудничество. Ведь высокомотивированными дети – особый мир, и мы, педагоги, обязаны приоткрыть дверь в этот мир. Необходимо помнить, чем раньше начата работа с высокомотивированными ребенком, тем полнее и шире раскрывается его талант.
Как правило, высокомотивированными детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов – поддержать их и помочь самореализоваться.
СЛАЙД №13
СЛАЙД №14
Работа с высокомотивированными учащимися диктует определенные требования к личности педагога:
Учитель должен быть:
v Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
v Профессионально грамотным;
v Интеллигентным, нравственным и эрудированным;
v Владеть современными педагогическими технологиями;
v Иметь позитивную Я- концепцию, быть целеустремленным,настойчивым,
эмоционально стабильным;
v Умелым организатором учебно-воспитательного процесса, психологом.
СЛАЙД №15
Учитель должен уметь:
v Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
v Профессионально грамотным;
v Интеллигентным, нравственным и эрудированным;
v Владеть современными педагогическими технологиями;
v Иметь позитивную Я- концепцию, быть целеустремленным,настойчивым,
эмоционально стабильным;
v Умелым организатором учебно-воспитательного процесса, психологом.
Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления, – одна из важнейших целей при работе с высокомотивированными детьми.
По результатам многих психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества: создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы), использование различных видов мышления (дивергентное- множество ответов на поставленную задачу), стимулирование оценкой для анализа ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания. Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей.
Уровень сотрудничества в учебной деятельности – актуальная проблема для педагогов, работающих с высокомотивированными учащимися. Такое сотрудничество должно характеризоваться: созданием на занятии доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.
СЛАЙД №16
Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми»
Результаты проведенной анкеты среди педагогов показали, что 100% учителей имеют склонности к работе с высокомотивированными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Педагогам лишь необходим правильный выбор объекта направления творческого интереса учащихся.
СЛАЙД №17
Рекомендации педагогам при работе с высокомотивированными обучающимися:
1. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика.
2. Работа с талантливыми детьми должна быть повсеместной, начиная с особого внимания к ним на уроках, продолжая эту работу в кружках, на факультативных занятиях, а также используя индивидуально-групповые формы работы и консультации во внеурочное время.
3. В классе, с детьми разного уровня развития, важно правильно организовывать работу с «сильными» учениками, создать такую проблемную ситуацию, чтобы включить способных учеников самостоятельный творческий поиск. На каждом уроке готовить карточки повышенной трудности с олимпиадными заданиями или упражнениями, требующими нестандартного мышления.
4. Привлекать способных творчески мыслящих учеников к сотрудничеству, предлагая им выступать в роли оппонентов.
5. Чтобы включить в творческий процесс одарённого ученика необходимо создать проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути решения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведёт к развитию творческого мышления.
СЛАЙД №18
Практическая работа по теме педсовета
СЛАЙД №19
Портрет одаренного ребенка (таблица заполняется коллективно, качества фиксируются на школьной доске).
Положительные качества
Отрицательные качества
СЛАЙД №20
Педагоги отметили, что в учебной деятельности высокомотивированных детей отличает неуемное любопытство, хорошо развитая речь, высокая концентрация внимания на интересующем деле, упорство в достижении результатов, богатая фантазия, открытость, принципиальность. Современное понимание одаренности утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин).
Вместе с положительными качествами педагоги отметили, что у высокомотивированных детей имеются и свои минусы – неспособность стать на точку зрения другого, формальный подход к учебе, если ему неинтересно, отставание в физическом развитии, отсутствие конформизма, стремление всегда быть правым в споре. Все эти качества могут вызвать неприязнь у сверстников, способствовать изолированности этих школьников в классных коллективах.
СЛАЙД №21
· Упражнение «Пирамида одаренности»
Постройте на бумаге пирамиду одаренности, выбирая составляющие из перечисленных и располагая их в той последовательности, в которой, как Вам кажется, они необходимы. Озвучьте свои варианты и ответьте на вопросы других групп.
СЛАЙД №22
· Решение задач
СЛАЙД №23
1. Как Вы думаете, какого возраста должны быть родители, чтобы у них родился одарённый ребёнок?
СЛАЙД № 24
Смотрите ниже текста
СЛАЙД № 25
2. Могут ли быть одарёнными дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением? (обосновать ответ).
СЛАЙД № 26
3. Может ли одарённый ребёнок быть одинаково успешен в разных видах деятельности?
СЛАЙД № 27
4. Чем, по Вашему мнению, объясняется малообщительность одарённых детей?
СЛАЙД № 28
Разбор ситуаций
СЛАЙД № 29
Ситуация 1.
Ученик 11 класса, является победителем областных олимпиад по химии, Интернет
–проектов, но отказывается изучать историю и обществознание. Каковы действия
учителей истории, химии, классного руководителя?
СЛАЙД № 30
Ситуация 2.
Музыкально одарённый ученик 1 класса (вокалист), победитель творческих конкурсов, поёт на уроке. Как должен вести себя учитель?
СЛАЙД № 31
Ситуация 3.
Ученик 7 класса, проявляющий интерес к биологии, достиг определённых результатов: он побеждает в конкурсах и олимпиадах, выступает с сообщениями на уроках, которые высоко оцениваются учителем. Одноклассники постоянно насмехаются над этим учеником.
Каковы действия учителя?
СЛАЙД № 32
Проект решения:
1.Проводить психолого- педагогический мониторинг учащихся в ходе учебного процесса .
2.Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития высокомотивированных детей, как в учебном процессе, так и во внеурочное время.
3.Создать условия высокомотивированными детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.
4.Стимулировать творческую деятельность высокомотивированных детей.
6.Оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь родителям высокомотивированных детей.
8.Оказывать содействие и поощрять учителей-предметников, систематически работающих с высокомотивированными и талантливыми детьми.
СЛАЙД № 33
Спасибо за внимание.
Фамилия | Возраст | Фамилия | Возраст | ||
Отца | Матери | Отца | Матери | ||
Есенин | 22 | 20 | Бетховен | 32 | 22 |
Глинка | 27 | 20 | Жюль Верн | 29 | 27 |
Лермонтов | 27 | 17 | Вагнер | 43 | 39 |
Пушкин | 29 | 24 | Да Винчи Л. | 25 | 22 |
Тургенев | 25 | 30 | Бальзак | 53 | 21 |
Гоголь | 32 | 18 | Наполеон | 23 | 19 |
Достоевский | 32 | 21 | Байрон | 33 | 23 |
Чехов | 36 | 25 | Гейне | 34 | 26 |
Чайковский | 45 | 27 | Шоу Б. | 45 | 28 |
Петр 1 | 43 | 19 | Шопенгауэр | 39 | 19 |
Презентация к педагогическому совету «Как мы работаем с высокомотивированными учащимися: реалии, проблемы, перспективы».
26 марта состоялся педагогический совет «Контрольно-оценочная деятельность учителя как необходимое условие управления качеством образования».
Форма проведения: семинар-практикум.
Была организована работа в группах; представлен опыт работы учителей: Русецкой Н.Н., Лиозновой В.Е., Маршина И.В., Коротченко Н.А., Савуковой И.А.
Учителя сделали вывод о том, что применение активной оценки является одним из средств, которые позволяет совершенствовать контрольно-оценочную деятельность всех участников образовательного процесса.
В ходе педсовета педагог-психолог Довгалева Ю.А. обратила внимание на психологическую составляющую контрольно-оценочной деятельности учителем при организации образовательного процесса.
Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.
• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.
• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всегосоциальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.
• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.
• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.
• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.
• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.
• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.
• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.
• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.
• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.
Упражнение «Имя – профессиональное качество».
Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.
Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени.
Упражнение «Лестница».
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.
Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:
— Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
— Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
— Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?
— Что мешает Вам находиться наверху?
Коллаж «Привычки счастливого человека»
Педагоги в группах составляют коллаж, используя фразы и картинки из старых газет и журналов. Звучит спокойная музыка.
Участникам тренинга раздаются листы бумаги, они делятся на на 2 команды 1 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие на работе, 2 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие вне работы.
Флеш-тренинг.
Видеозапись с расслабляющими изображениями. Участники рассматривают слайды под спокойную музыку.
«Мешочек пожеланий»
Участники вытаскивают позитивные пожелания и зачитывают их.(В ближайшее время Вам особенно повезет! Вас сегодня ожидает сюрприз! И т.д.)
Рефлексия
Что понравилось? Что узнали нового? Чему научились?
Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания
1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.
2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.
3.Откажитесь от пекфекционизма.Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.
4. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.
5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты. Вспомните
6. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.
Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события
прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!
9. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.
10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.
11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.
12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.
13. Не забывайте хвалить себя!
14. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).
15. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.
16. Станьте энтузиастом собственной жизни!
17. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.
18. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!
19. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!
20. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.
21. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.
22. Посещайте, выставки, театр, концерты.
Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
23. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.
24. Музыка – это тоже психотерапия.
25. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.
26. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.
27. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными.
28. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.
29. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!
Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.
30.Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
Помните: работа — всего лишь часть жизни!
Семинар-практикум для учителей I ступени общего среднего образования по теме “Моделирование современного урока математики на 1 ступени общего среднего образования с использованием техник визуализации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока”
Инструкция по созданию интерактивных проектов в сервисе Genial.ly
Мастер класс «Интеллект-карты как средство структурирования учебного материала по математике»
«Как Интернет-ресурсы помогают повысить эффективность урока математики»
Использование приемов наглядного моделирования при обучении решению текстовых задач
Групповая консультация с элементами тренинга для родителей «Причины плохого поведения ребенка»
Педагогический квиз «Визуализация Визуализация!
Педагогический совет Современное учебное занятие как система
Прыёмы візуалізацыі на ўроках беларускай літаратуры
Факультативное занятие «Решение задач по теме «Функция y= ax2+ bx +c, ее свойства и график»
Школа педагогического мастерства «Метапредметный подход в обучении», занятие 1
Школа педагогического мастерства «Метапредметный подход в обучении», занятие 2