Презентация о насилии

Памятки по профилактике суицида

Памятка «Способы и приемы психической саморегуляции»

Когда мы теряем ребёнка из-за болезни или несчастного случая

  • — это огромное горе,но когда ребёнок сам прерывает свой жизненный путь
  • — это непоправимая трагедия.

Психологи отмечают наличие суицидальных мыслей, как неотъемлемую часть взросления подростков.

За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. К сожалению, самоубийства уже становятся типичной реакцией подростков на кризисные ситуации в их жизни.

Представляем вам 10 причин, как повод, чтобы начать беспокоиться:

  • — разговоры о смерти и самоубийствах, желание пофантазировать на эту тему вслух;
  • — стремление к одиночеству;
  • — рассуждения на тему: «Я никому не нужен», «Все равно никто не будет обо мне тосковать», перемежающиеся фразами: «А вот посмотрите, как вам будет без меня»;
  • — чрезмерное внимание к мотивам смерти в музыке, искусстве или литературе;
  • — завуалированные попытки «попрощаться» (например, дарение своих вещей и любимых предметов близким друзьям; приведение дел в порядок);
  • — неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания;
  • — двойственность ощущения подростка: с одной стороны – уже не ребенок, а с другой – абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи;
  • — максимализм оценок и приговоров – и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий;
  • — отсутствие друзей, нормального общения с ровесниками и родителями;
  • — постоянные «мнимые болезни» ребенка. Это попытка обратить на себя внимание, которая заканчивается «смертью понарошку», и иногда приводящей к реальной.

Что делать?

Во-первых. Обратитесь за помощью к специалистам.

Во вторых. Разговаривайте. Если ребенок доверил вам свое «горе», каким бы мелким и смешным оно не казалось, не занимайтесь нравоучениями: этим вы его только отталкиваете. Прежде всего, нужно дать человеку выговориться, показать, что вы его слышите. Внимательно слушайте – искренний интерес к ребенку и его проблеме в данном случае может спасти жизнь.

Психологи советуют все обсуждать: открытые разговоры о проблеме суицида снимают тревожность и не могут спровоцировать его, тогда как избегание этой темы увеличивает подозрительность.

В-третьих. Будьте внимательны: каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. В подростковом возрасте нет границы между угрозой и реальным намерением. Подростки часто повторяют суицидальные попытки, причем следующая попытка нередко бывает более тяжелой, поскольку в ней учитывается опыт неудавшейся. Даже если подросток совершает демонстративную суицидальную попытку, используя ее для эффективного воздействия на окружающих, нужно помнить: это неадаптивный способ разрешения ситуации, и есть большая опасность переигранной демонстрации, последствия которой могут быть весьма и весьма плачевными. Задавайте вопросы и раскрывайте его мысли: помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах. Важно сделать недосказанное и затаенное – явным.

И, пожалуй, самое важное: ребенок должен знать, что все проблемы можно решить, должен знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять, но при этом не будут ограничивать свободу.

Психологи обращают внимание родителей: риск самоубийства следует рассматривать, как неотложное состояние. К любым угрозам самоубийства, включая демонстративные, следует относиться серьезно: необходимо оказать больному адекватную помощь. Во многих случаях это осуществляется в условиях психиатрического стационара.

Просто прочитайте, это надо знать!

Причины подростковых самоубийств:

  • § Проблемы и конфликты в семье.
  • § Насилие в семье.
  • § Несчастная любовь.
  • § Подражание кумирам или из чувства коллективизма.
  • § Потеря родственников и близких.

Что можно сделать для того, чтобы помочь подростку:

  • 1. Подберите ключи к разгадке суицида,
  • 2. Примите суицидента как личность.
  • 3. Установите заботливые взаимоотношения.
  • 4. Не спорьте.
  • 5. Будьте внимательным слушателем
  • 6. Задавайте вопросы.
  • 7. Не предлагайте неоправданных утешений.
  • 8. Предложите конструктивные подходы.
  • 9. Вселяйте надежду.
  • 10. Оцените степень риска самоубийства
  • 11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска.
  • 12. Обратитесь за помощью к специалистам.
  • 13. Важность сохранения заботы и поддержки

Признаки, предупреждающие о возможности суицида:

  • § перемены в поведении — уединение, рискованное поведение;
  • § проблемы в учёбе — падение успеваемости, эмоциональные взрывы, засыпание на уроках;
  • § признаки депрессии — перемены в питании и времени сна, беспокойство, безнадежность;
  • § чувства вины, потеря интереса;
  • § устные заявления — «Я желаю быть мёртвым», «Оставь меня в покое»;
  • § темы о смерти — накопительный интерес к данной тематике, усиленное внимание к оккультизму, тяжёлому металлу в музыке;
  • § вызывающая одежда;
  • § предыдущая суицидальная попытка;
  • § подростки практически не умеют (и не способны) справляться с трудностями;
  • § сексуальное или физическое злоупотребление;
  • § употребление, а в последствие, и злоупотребление алкоголем;
  • § неожиданная беременность;
  • § наличие среди знакомых тех, кто ранее практиковал суицид.

Первая помощь при суициде.

  • 1. Если Вы стали свидетелем самоубийства, а у Вас нет времени на преодоление собственного эмоционального шока, нужно принять быстрые действия.
  • 2. Необходимо вызвать помощь по телефону: 103
  • 3. Попытаться оказать первую доврачебную помощь.

Первая доврачебная помощь при суициде:

  • § остановить кровотечение — на веныналожить давящую повязку, на артерии (пульсирующая алая струя)- жгут выше раны;
  • § при повешении часто травмируются шейные позвонки, потому, после тогокак пострадавшего вынули из петли, надо избегать резких движений;
  • § если нет пульса, проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание до прибытия бригады скорой помощи;
  • § при отравлении — вызвать рвоту, если человек в сознании!
  • § при бессознательном состоянии следить за проходимостью дыхательных путей и повернуть голову на бок, чтобы не запал язык;
  • § если пострадавший может глотать, принять 10 таблеток актированного угля,
  • § если пострадавший в сознании — необходимо поддерживать с ним постоянный!!! контакт,психологически не оставляя его одного!!!

Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств.

  • Заблуждение 1.Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.
  • Заблуждение 2. Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.
  • Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.
  • Заблуждение 4.Если загрузить человека работой, то ему некогда думать о самоубийстве.
  • Заблуждение 5.Чужая душа — потемки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.
  • Заблуждение 6.Существует некий тип людей, «склонных к самоубийству»
  • Заблуждение 7.Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.
  • Заблуждение 8.Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительнойподготовки.

Признаки готовящего самоубийства.

  • § Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить всё в порядок. Делает последние приготовления.
  • § Прощание. Может принять форму благодарности различным людям за помощь в разное время.
  • § Внешняя удовлетворённость — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить.
  • § Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
  • § Словесные указания или угрозы.
  • § Вспышки гнева у импульсивных подростков.
  • § Потеря близкого человека.
  • § Уход из дома.
  • § Бессонница.

Самоубийство ребёнка часто бывает полной неожиданностью для родителей.

Помните, дети решаются на это внезапно!

С каждым годом все больше и больше школьников сталкиваются с проблемами контроля своих эмоций и реакций на эмоциональные вызовы. Это может привести к негативным последствиям не только для учеников, но и для их окружения. Как родителям и учителям помочь детям научиться управлять своими эмоциями и реагировать на вызовы миром вокруг?

          Научитесь распознавать свои собственные эмоции.

          Контроль эмоций – это важный навык, который необходимо развивать в детском возрасте. Однако, чтобы научить ребенка контролировать свои эмоции, родитель и учитель должен научиться понимать свои собственные эмоции. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь мы часто не замечаем, какие эмоции у нас возникают в той или иной ситуации.
Это можно сделать, задавая себе вопросы: «Что я чувствую?», «Почему я чувствую это?», «Как я могу справиться с этим чувством?». Важно не просто определить эмоцию, но и понять, как она влияет на наше поведение.
Обратите внимание на свою реакцию на эмоции. Некоторые люди выражают свои эмоции через слова, другие – через действия. Как вы обычно реагируете на эмоции? Если вы замечаете, что ваша реакция на эмоции может быть вредной, попробуйте найти способ контролировать ее.

Признаки сексуального насилия у детей и подростков

В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти как в поведении ребенка, так и в его физическом и психологическом состоянии.

Физические признаки:

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот — переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

— порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

— гематомы (синяки) в области половых органов;

— кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

— гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

— боль в нижней части живота;

— повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

— болезни, передающиеся половым путем;

— беременность.

Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

— чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

— поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

— соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

— сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

— необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста),

отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

— замкнутость, изоляция, уход в себя;

— депрессивность, грустное настроение;

— отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;

— частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

— истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

— трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

— отчуждение от братьев и сестер;

— терроризирование младших и детей своего возраста;

— жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

— амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

— неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству

над собой, смирение;

— резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

— прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции; 

— принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

— отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

— падение самооценки;

— мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

Появление невротических и психосоматических симптомов:

— боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

— боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье —

трусики во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь. 

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

Остановитесь! Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…

Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой.

Учитель заблаговременно планирует, знания, и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.

Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.

Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу.

Оценка обязательно комментируется.

Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок.

Выставление отметок в дневник — обязанность учителя.

Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания.

Необходимо обучать школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля.

Проверяйте регулярно рабочие тетради.

Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.

Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы.

Продумывайте формы опроса заранее.

Важно поурочное оценивание!

Ваши ученики «выиграют», если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме.

Ожидание опроса и сам опрос — ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.

Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.

Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.

Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.

Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса. 

Роль педагога в работе с суицидальными детьми — помощь в своевременном выявлений таких детей и первичная профилактика.

Помощь педагога в раннем выявлении таких детей может выразиться в том, что при наличии внешних признаков проблемного состояния, он должен обратить внимание медсестры, родителей, администрации гимназии на такого подростка. Необходимо провести разъяснительную беседу с родителями такого подростка о необходимости незамедлительного обращения к психологу, психотерапевту, психиатру.

 

Предпосылки и условия проявления суицидального поведения

Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида, в частности, является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы. У подростка снижается устойчивость эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям. Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную сферу для психологического срыва у подростков. Негативные переживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей  детей, частое морализование старших и взрослых.

Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая – личностные особенности суицидента. К особенностям личности относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.

Обратить внимание на  парасуицидальные поступки: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки.

У суицидальных подростков есть отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы суицида, как правило, незначительны: плохая оценка в школе, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п.

Психологический смысл подросткового суицида — крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков. Жизнь начинает казаться особенно тяжелой, когда подросток не видит выхода, когда ему кажется, что он в тупике. Психологи называют такие проблемы «три Н»: непреодолимые, нескончаемые, непереносимые. Когда подросткам кажется, что они не могут преодолеть трудности, когда они полагают, что несчастья будут их преследовать постоянно, когда они боятся, что не смогут дальше переносить охватившую их тоску, тогда суицид становится для них спасительным средством. Отчаявшиеся подростки вынуждены также бороться с тремя «Б»: беспомощностью, бессилием и безнадежностью, и тогда неизбежно приходят к мысли о том, что они ни на что не годны, отчего отчаиваются еще больше.

 

Особенности поведения подростков, имеющих предсуицидальный синдром

 

§ тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;

§ затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;

§ напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне немотивированной агрессией;

§ депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;

§ выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;

§ тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;

§ злоупотребление алкоголем, токсикомания, наркомания.

 

Внешние обстоятельства суицидального подростка

 

§ неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;

§ беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;

§ неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;

§ отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;

§ серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.

 

Обратить особое внимание:

1.Утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

2.Пренебрежение собственным видом, неряшливость;

3.Появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

4.Резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

5.Внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

6.Плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

7.Склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

8.Проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

9.Безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

10.Стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

11.Самообвинения или наоборот — признание в зависимости от других;

12.Шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

 

Если Вы выявили признаки суицидального поведения учащихся, обращайтесь к специалистам СППС для дальнейших действий.

 

Обратите внимание учащихся, что у них всегда возможность обратиться за помощью по телефону доверия «Гомельского городского социального обслуживания семьи и детям» 170 (круглосуточно, бесплатно, анонимно). За консультацией психолога можно обратиться в Центр, дружественный подросткам «Ветразь» с 8.00 до 16.30 по телефону:

8 (0232) 3-50-63 (бесплатно, анонимно).

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

 

Пребывание в трудной жизненной ситуации:

Ситуации, переживаемые как непереносимые, обидные, оскорбительные, угрожающие образу «Я» и унижающие чувство собственного достоинства.

Конфликтные отношения в семье.

Запугивание, издевательства со стороны сверстников.

Разрыв отношений или смерть значимого человека.

Серьёзные трудности в учёбе при наличии высоких требований родителей, школы к итоговым результатам обучения

 

Педагоги могут наблюдать следующие изменения:

потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;

частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

резкие перепады настроения, несвойственные ранее.

ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»;

нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

погруженность в размышления о смерти;

отсутствие планов на будущее;

внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям.

частые прогулы.

рисунки на темы смерти, сочинения на темы одиночества, кризиса, утраты смыслов.

самоповреждающие действия.

 

Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

Признаки готовящегося самоубийства

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков:

приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. (Человек мог быть неряшливым и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления);

прощание(Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни);

внешняя удовлетворенность — прилив энергии. (Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия);

письменные указания (в письмах, записках, дневнике);

словесные указания или угрозы;

вспышки гнева у импульсивных подростков;

потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки; потеря дома;

бессонница.

 

Возможные мотивы:

поиск помощи — большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается, как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности);

безнадежность — жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему;

множественные проблемы — все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной;

попытка сделать больно другому человеку — «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье;

способ разрешить проблему — человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

 

Как разговаривать с подростком

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Начинать разговор с ребенком следует о том, что интересно подростку (если не знаете, что актуально для него в этот момент, начните с чего-то позитивного: смешной истории, рассказа о фильме и т.д.

Доверительным тоном рассказать подростку историю о том как Вы преодолели один из подростковых кризисов, конфликт с родителями, учителями, ровесниками, неудачную влюблённость, материальные темы.

Вести беседы о будущем, строить планы. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.

Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности.

Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка сегодняшнего с подростком вчерашним и настроить на позитивный образ подростка завтрашнего.

Убедить подростка в том, что он может обращаться к Вам с любыми проблемами и это останется между Вами.

 

Как НЕ следует говорить с подростком о проблеме суицида:

Не начинайте давать определения, что такое суицид.

Не рассказывайте об особенностях известных Вам случаев суицидов.

Не приводите примеры, каким способом и в каких местах совершаются суициды.

Не проявляйте навязчивый интерес – не спрашивайте каждый раз подростка о наличии у него суицидальных мыслей и не просите ежедневно показывать руки к осмотру.

Не угрожайте подростку: «Не думай о суициде, а то я тебя…»

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Уважаемые родители и педагоги, будьте внимательны к детям и подросткам, наблюдательны и готовы оказать первую профилактическую помощь

Что можно сделать для того, чтобы помочь

1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Суицидальная превенция состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь. Делясь ими с другими, вы способны разрушить мифы и заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды.

Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти.

2. Примите суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно отрицать возможность того, что кто-либо может удержать человека от суицида. Именно поэтому тысячи людей — всех возрастов, рас и социальных групп — совершают самоубийства. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.

3. Установите заботливые взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.

Вместо того чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.

4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.

У вас может появиться растерянность, обида или гнев, если человек не ответит немедленно на ваши мысли и потребности. Понимание, что у того, о ком вы заботитесь, существует суицидальная настроенность, обычно вызывает у помощника боязнь отвержения, нежеланности, бессилия или ненужности. Несмотря на это, помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете сказать: «Я очень ценю твою откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от тебя требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

Нужно развивать в себе искусство «слушать третьим ухом». Под этим подразумевается проникновение в то, что «высказывается» невербально: поведением, аппетитом, настроением и мимикой, движениями, нарушениями сна, готовностью к импульсивным поступкам в острой кризисной ситуации. Несмотря на то, что основные предвестники самоубийства часто завуалированы, тем не менее, они могут быть распознаны восприимчивым слушателем.

5. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.

Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.

6. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», — то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», — то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.

Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.

Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты считаешь свою жизнь столь безнадежной? Kaк ты думаешь, почему у тебя появились эти чувства? Есть ли у тебя конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой? Если ты раньше размышлял о самоубийстве, что тебя останавливало?» Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, ты говоришь…» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.

7. Не предлагайте неоправданных утешений. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация. После того, что вы услышали от кого-то о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, ты так на самом деле не думаешь!». Для этих умозаключений зачастую нет никаких оснований за исключением вашей личной тревоги.

Причина, по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то депрессивный подросток может посчитать суждение типа: «Ты на самом деле так не думаешь», — как проявление отвержения и недоверия. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе.

Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», — и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.

8. Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», — попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.

Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? Когда ты почувствовал себя хуже? Что произошло в твоей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет.

Отчаявшегося подростка необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если человек все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, ты очень расстроен», — или: «По моему мнению, ты сейчас заплачешь». Имеет смысл также сказать: «Ты все-таки взволнован. Может, если ты поделишься своими проблемами со мной, я постараюсь понять тебя».

Актуальная психотравмирующая ситуация может возникнуть из-за распада взаимоотношений с родителями, педагогами или друзьями. Человек может страдать от неразрешившегося горя или какой-либо соматической болезни. Поэтому следует принимать во внимание все его чувства и беды.

Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для ребенка. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?

9. Вселяйте надежду. Работа со склонными к саморазрушению депрессивными подростками является серьезной и ответственной. Психотерапевты давно пришли к выводу, что очень ценным является сосредоточение на том, что они говорят или чувствуют. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то надежда».

Потерю надежд на достойное будущее отражают записки, оставленные самоубийцами. Саморазрушение происходит, если подростки утрачивают последние капли оптимизма, а их близкие каким-то образом подтверждают тщетность надежд. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности человека, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство не бесповоротно.

10. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.

11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.

Для того, чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт — попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным.

12. Обратитесь за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности.

Для испытывающих суицидальные тенденции возможным помощником может оказаться священник. Многие священнослужители являются превосходными консультантами — понимающими, чуткими и достойными доверия. Но есть среди них и такие, которые не подготовлены к кризисному вмешательству. Морализированием и поучающими банальностями они могут подтолкнуть прихожанина к большей изоляции и самообвинениям. Необходимо предложить подростку обратиться за помощью к священнослужителю, но ни в коем случае не настаивать, если подросток откажется.

Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. В противоположность общепринятому мнению психиатрическая помощь не является роскошью богатых. В настоящее время существуют как частные, так и государственные учреждения, которые предоставляют различные виды помощи. Благодаря своим знаниям, умениям и психотерапевтическому влиянию эти специалисты обладают уникальными способностями понимать сокровенные чувства, потребности и ожидания человека.

Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свое страдание и тревоги. Если депрессивный подросток не склонен к сотрудничеству и не ищет помощи специалистов, то еще одним методом лечения является семейная терапия. В этом случае об отчаявшемся не говорят «пациент». Все члены семьи получают поддержку, высказывают свои намерения и огорчения, конструктивно вырабатывая более комфортный стиль совместной жизни. Наряду с конструктивным снятием эмоционального дискомфорта при семейной терапии могут быть произведены персональные изменения в окружении.

Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как больному, так и семье. Тем не менее, больницы, конечно, не являются панацеей. Самоубийство может быть совершено, если больному разрешат навестить домашних, вскоре после выписки из больницы или непосредственно во время лечения. Исследования показали, что существенным является то, как суициденты воспринимают ситуацию помещения их в больницу. Не рассматривают ли они больницу как «тюрьму», в которую заточены? Установлено, что те, кто негативно относится к лечению в психиатрическом стационаре, обладают наивысшим суицидальным риском при поступлении и выписке из больницы.

Кроме того, известно, что наиболее склонные к саморазрушению относятся к своему кризису очень личностно, а не как к какому-то расплывчатому состоянию. Они реагируют на актуальные проблемы яростными, гневными поступками, направленными на значимых людей, а потом в качестве расплаты переносят неистовство на себя. Из-за длительных неудач в налаживании контактов они смотрят на семьи, как на негативных «других». После выписки из больницы имеющие высокий суицидальный риск очень плохо приспосабливаются к жизни в окружении. Некоторые из них в дальнейшем кончают с собой, другие повторяют суицидальные попытки, в результате чего вновь попадают в больницу.

13. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала, то педагоги или семьи не могут позволить себе расслабиться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической активности больного. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. И действительно, половина суицидентов совершает самоубийство не позже, чем через три месяца после начала психологического кризиса.

Иногда в суматохе жизни окружающие забывают о подростках, совершивших суицидальные попытки. По иронии судьбы к ним многие относятся, как к неумехам и неудачникам. Часто они сталкиваются с двойным презрением: с одной стороны, они «ненормальные», так как хотят умереть, а с другой — они столь «некомпетентны», что и этого не могут сделать качественно. Они испытывают большие трудности в поисках принятия и сочувствия семьи и общества.

Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко разрешаются полностью, даже когда кажется, что худшее позади. Поэтому никогда не следует обещать полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что необходимо соблюдать полное молчание. Как правило, подавая сигналы возможного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор, пока суицидальный человек не адаптируется в жизни.

Составлена сотрудниками учебно —

методического отдела руководящих

кадров и воспитательной работы

ГУО «Гомельский областной институт

развития образования»  

Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.

Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.

Помогайте избежать ошибок, настраивайте на то, чтобы школьник максимально реализовал свои возможности в период проведения экзамена.                 —       Поддерживайте выпускника при неудачах, вселяйте уверенность в том, что в школе ребёнок учится и ошибки при получении знаний неизбежны.

Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру.

Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.

Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

 

Индивидуальные и психологические особенности выпускников:

 

«Правополушарные» учащиеся

Краткая психологическая характеристика

Правополушарными таких детей называют условно, ведущим у них, как у всех людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Запоминание материала лучше происходит на основе ассоциаций, метафор, аналогий. 

Основные трудности

Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно составлять конспекты, планы. 

— Таким детям трудно выделять главное, но они хорошо обобщают.

— При устном опросе, если они не знают ответа, то могут его придумать или рассказать то, что знают из других областей. Ответы часто хаотичны.

— Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. 

— Они задают оригинальные вопросы, их ответы тоже часто оригинальны.

Стратегии поддержки

Учить выделять главное. Убедить ребенка в эффективности этой непривычной для него стратегии. Субъективное удобство — не показатель эффективности. Критерий — то, что спрашивается в тесте. Нужно ориентировать таких детей на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?

— Учить вчитываться в текст.

— Перед тем как заполнить бланк, попросить записывать первые пять мыслей, пришедших в голову после прочтения вопроса. Затем проранжировать эти записи в порядке значимости. И только потом записывать ответ.

— При подготовке задействовать образы, метафоры, картинки.

 

Тревожные и неуверенные учащиеся

Краткая психологическая характеристика

Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и др.).

Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы.

При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли.

Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя посмотреть, правильно ли они сделали. Они часто грызут ручку, теребят пальцы или волосы.

Основные трудности

Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной тестирования для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

Стратегии поддержки

— Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Задача взрослого — поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».

— Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов.

— Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки на самом экзамене. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и др. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» – лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».

 

Учащиеся, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации

Краткая психологическая характеристика

Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Тестирование  требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры. Такими опорами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку, и пр.

Во время экзамена таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы он научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.

Необходимо привлекать родителей для помощи детям в домашних условиях организовывать деятельность и структурировать время.

 

Перфекционисты и отличники

Краткая психологическая характеристика

Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и соответствующим образом (естественно, высоко) оценено. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.

Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще. Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно.

На экзамене возможный камень преткновения для них — необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

Стратегии поддержки

Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. 

Во время экзамена перфекционисту нужно помочь распределить время. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» — и помогать ему скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию».

             

Астеничные учащиеся

Краткая психологическая характеристика

Основная характеристика астеничных учащихся — высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.Во время уроков они нередко ложатся на парту, подпирают голову рукой или начинают раскачиваться, тем самым пытаясь себя тонизировать.

Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограниченны.

Тестирование требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода. Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

Стратегии поддержки

При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности. 

Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки; чтобы ребенок не переутомлялся, ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать.

Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.

Во время экзамена астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и др.).

Можно научить детей нескольким простым физическим упражнениям для плечевого пояса, шеи, головы, которые он сможет незаметно для окружающих использовать непосредственно на экзамене для поддержания своей работоспособности.

 

Гипертимные учащиеся

Краткая психологическая характеристика

Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они могут сделать множество дел за короткое время, они импульсивны и порой несдержанны. Быстро выполняя задания, они зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости.

Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. Они не расстраиваются из-за плохих оценок.

Стратегии поддержки

Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Учителю важно научить ребенка проверять свою работу (при необходимости используя прием дистанцирования: «Представь, что проверяешь не свою работу, а работу Коли).

Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Ребенок все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты тестирования.

                  —            Во время экзамена гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы возможность с кем-то общаться была у них минимальна.

 

Застревающие учащиеся

Краткая психологическая характеристика

Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Они долго настраиваются и вникают при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше. Они основательны и зачастую медлительны. Они практически никогда не укладываются в отведенное время.

Стратегии поддержки

Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться.

Можно также заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене.

На экзамене задача взрослого — по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию».

Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

Проговорить с ребенком, на какую оценку он претендует, помочь ему разработать стратегию действий.

Помочь каждому ребенку осознать особенности своего способа учебной деятельности и свои личностные особенности. 

 

Аудиалы

Такие учащиеся имеют определяющий доминирующий способ получения и переработки информации аудиальный (слуховой). Они зачастую проговаривают информацию вслух. В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы, тестирование имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для детей — визуалов, одновременно усложняя ее для детей — аудиалов и кинестетиков. Аудиалам можно разрешить пользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух (чтобы это никому не мешало).

Кинестетики имеют определяющий доминирующий способ получения и переработки информации кинестетический (тактильный). Они могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Им также стоит разрешить какую-то двигательную активность (например, выйти из класса).

Вопросы подготовки и сдачи экзаменов в форме тестирования волнуют многих педагогов, родителей, учащихся. Как психологически помочь ученикам в процессе подготовки к тестированию?

Возможности психологической поддержки учеников непосредственно во время экзамена, безусловно невелики, но все же оказать помощь выпускнику в процессе экзамена вполне реально. Задача облегчается, если учитель знаком с детьми. Но если даже педагог впервые встречает учеников в ситуации экзамена, он может заметить некоторые наиболее явные затруднения и оказать психологическую поддержку.

В зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений мы выделили описанные выше группы риска и определили стратегии поддержки.

 

Советы учителям

Как создать позитивный психоэмоциональный настрой участников тестирования

 

От организатора будет во многом зависеть психологическая атмосфера экзамена.

Начало любого контакта, особенно с незнакомыми людьми, — это, прежде всего, улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.

Одежда организатора не должна быть вызывающей (яркой, экстравагантной), чтобы не отвлекать учащихся.

Словесные установки организатора должны повышать уверенность ученика в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность сделать ошибку.

Необходимо подбадривать учащихся доброжелательным взглядом, прикосновением, краткой похвалой.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, постарайтесь вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

Овладевайте сами приемами краткой и эффективной мышечной релаксации, и рекомендуйте детям приемы успокаивающего дыхания.

 

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся. Это поможет настроиться на работу;

внимательно прочитать вопрос до конца и понять смысл (характерная ошибка вовремя тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

если не знаешь ответа на вопрос или не уверен в правильности, пропусти его и отметь, чтобы к нему вернуться;

если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

 

Качества учителя, оказывающие положительное влияние на учащихся:

способность к сочувствию, сопереживанию;

способность к рефлексии, умение посмотреть на себя и всю ситуацию со стороны;

умение владеть своими эмоциями, быстро приводить себя в необходимое психофизиологическое состояние;

умение эффективно слушать (выделять важные и спорные моменты, неясности, фиксировать в оперативной памяти опорные положения и т. д.), управлять диалогом, поддерживать обратную связь с собеседником;

толерантность, способность терпимо относится к различным проявлениям жизни, даже если это не очень нравится, но не ущемляет ничьих прав и свобод, в том числе собственных. Это осознанное принятие реалий жизни, представление возможности другим людям мыслить и поступать по- своему;

способность прогнозировать перспективные результаты своей работы с учащимися, представлять «как слово наше отзовётся» в будущей жизни ребёнка.

 

Качества учителя, оказывающее негативное влияние на учащихся

1. Авторитарность, категоричность, бескомпромиссность в качестве педагогической тактики и стиля общения способствуют снижению самооценки учащихся, создают у них предпосылки к выработке и закреплению психологической модели зависимого поведения. Авторитарность не следует путать с требовательностью, разумной строгостью, самодисциплиной учителя и соответствующим воспитательным воздействием на учащихся.

2.Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность, непредсказуемость поступков и реакций учителя повышает уровень тревожности школьников, создает в классе нервозную атмосферу с риском возникновения эмоциональных конфликтов.

3. Равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность.

4. Недоброжелательность, злость, враждебность как проявления черт личности и реакции на неудовлетворенность жизнью, нерешенные проблемы. В педагогической работе таких учителей проявляется установка на поиск внешних причин своих неудач, что негативно отражается на психологическом состоянии учеников. Среди внешних, лежащих на поверхности причин – неправильный выбор профессии, разочарование в работе, не сложившиеся отношения в школе или с классом и т.д.

 

Негативно влияют на психологическое здоровье учащихся:

 монотонность речи учителя;

 резкий, крикливый голос;

 однообразие ораторских приемов, отсутствие художественных оборотов речи;

 окрики и упреки;

 безразличие к пассивной позиции учащихся.

 

По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

 сомнение в полноте и прочности знаний;

 сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

 психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе:

 стресс незнакомой ситуации;

 стресс ответственности перед родителями и школой.

 

Работа классного руководителя с учащимися включает следующие направления:

1.    Организация обсуждения процедуры тестирования и его особенностей. Форма проведения может быть различной: «круглый стол», дискуссия, дебаты и др. Предполагаемый итог — позитивное отношение школьников к проведению тестирования;

2.    Проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на медаль (аттестат особого образца).

 

Работа классного руководителя с родителями заключается:

1.    В обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья для успешного прохождения обучающимися тестирования.

2.    В обсуждении организации учебной домашней работы, режим труда и отдыха обучающихся.

В оказании помощи, совместно с родителями, каждому выпускнику в выборе предметов для экзамена.

1. Сначала сделать лучше себе, потом — другому

Есть много обстоятельств, которые усложняют жизнь педагогов сегодня. И гаджетов для занятий ученикам не хватает, и нет времени на подготовку, нет времени на бумажную работу, и в конце концов на себя.  Психологическую усталость, а иногда уже и «аллергию» на работу люди обычно игнорируют. Кажется: вот исчезнут все конкретные материальные проблемы — и настроение улучшится. Но, во-первых, жить нужно уже сейчас, а во-вторых, в какой-то момент эмоциональное выгорание станет необратимым — и тогда никакие блага не смогут помочь.

В последнее время много говорят о развитии эмоционального интеллекта учеников. А как насчет самих учителей? И это важно не только для того, чтобы стать примером для школьников, но для действенной защиты от ежедневной эмоциональной нагрузки в классе.

Обычно на уроках, где дети узнают об азах психологии, речь идет об управлении гневом и успокоении, как поведение влияет на других. Умение различать чужие эмоции через мимику, движения. То есть акцент в школьных программах преимущественно на контроле. Но в идеале это следствие глубокого понимания себя. Если контроль будет поверхностным, если человек знает только, какие эмоции нужно гасить, а какие от него ожидают, он будет вести себя с собой, как с кипящей кастрюлей, которую накрывают крышкой. Нас учат, как сделать лучше другому человеку, чтобы ему проще было вести себя с нами, но не учат, как сделать лучше себе.

Жизненное правило другое: рефлексируйте над своими чувствами, то есть настаивайте на праве уединиться и понять, что с вами происходит и чего хочется. И только когда вам лучше, проследите за тем, чтобы сохранять положительную атмосферу.

 2. Детализируйте чувства

Учеников, а тем более учителей во время повышения квалификации, почти не учат различать собственные эмоции — видеть огромный спектр так же, как мы воспринимаем оттенки цветов. В начальной школе еще можно увидеть, как детям дают задание продемонстрировать, какое у них настроение сегодня. Для этого вывешивают смайлики с разной степенью улыбки, серьезный или с дугой-ртом, обернутым вниз. Но даже большинство педагогов не могут точно назвать свои чувства. Исследование показало, что 21% опрошенных в Великобритании вместо чувств указывают что-то другое — «я думаю о…», «считаю», «мне интересно», «напряжение в теле». 68% выбирают из традиционных семи чувств (можно сравнить их с цветами радуги, которые изучают еще дошкольники: гнев, печаль, страх, радость, отвращение, удивление, удовольствие), и только у 11% — высокий уровень детализации.

В книге психолога Лизы Баретт из Гарвардской медицинской школы «Как рождаются эмоции: тайная жизнь мозга» утверждается: сколько человек знает эмоций, столько он сможет почувствовать в полную силу, а главное — со столькими и найдет способ справиться. К примеру, если вам бывает только грустно — у вас может быть универсальный рецепт того, как улучшить себе настроение: например, съесть шоколадку. Но если вы знаете, что такое ностальгия, меланхолия, хандра, грусть, сожаление, печаль, душевная боль, скорбь, разочарование, то без дополнительных специальных усилий вы найдете способы облегчить свое состояние — на уровне подсознания. Все даже острее: чем меньше детализации в распознавании своих эмоций, тем выше риск эмоциональных расстройств, доказывает автор.

3. Назовите креативно то, что чувствуете

Лиза Баретт советует два пути повышения эмоционального интеллекта: один — более академический, второй — более терапевтический.

Первый вариант: взять подробный перечень эмоций (скачать из интернета) и поглядывать в него, когда смотрите кино. И — находить проявления различных оттенков, запоминать названия.

Второй лучше тем, что позволяет снизить эмоциональное напряжение. Нужно просто дать свои названия различным состояниям, которые регулярно повторяются в вашей жизни.

Вроде того, как в филиппинском языке есть чувство «желание обнять то, что кажется милым». Или в японском «благодарность с горьким привкусом за предоставленную нам ненужную услугу» и «разочарование от неудачной стрижки».

Как назвать наслаждение от меткого вопроса ученика? Это может быть что угодно: «настроение, как от фейерверка», «ярко-розовое чувство», «вроде удовольствия от любимой конфеты». А волнение в начале урока? Усталость после проверки контрольных работ? Раздражение, когда при дистанционном обучении возникают проблемы с интернетом? Тревога перед первым сентября во времена пандемии?

 4. Учитывайте контекст эмоций

Признать эмоции — это дать себе полнее их пережить. Казалось бы, а зачем полнее переживать что-то негативное? У нас традиционно считается, что гнев или печаль нужно быстренько спрятать, подавить, чтобы не портить настроение другим. И это отчасти верно, особенно для педагога, который не должен выливать свое эмоциональное состояние на учеников. Но есть огромная разница между тем, как обращаться с эмоциями в социуме и как — наедине. Это можно сравнить с запретом мыться обнаженным в публичных местах, но это не значит, что мыться — вообще вредно. Наоборот, это нужно делать регулярно, чтобы не случилось беды.

Поэтому негативные переживания на самом деле следует дать себе пережить — и тогда они значительно быстрее уйдут. Есть еще нюанс. Многие знают, что приятные эмоции связаны с эндорфинами. Но мало кто знает, что негативные эмоции сопровождаются выбросом гормона энкефалина — а он, между прочим, уменьшает физическую боль.

Важный навык — понимать контекст чувств и знать, какой вы человек, как вас воспринимают другие. Казалось бы, это видение должно сформироваться еще в подростковом возрасте. Но работа может повлиять на самовосприятие. К сожалению, для многих людей именно переживание негативных чувств (особенно таких, как гнев) влияет на самовосприятие. То есть я чувствую себя злым или думаю, что меня так воспринимают другие, потому что я часто злюсь, даже если этого никто не видит. А если, например, «я как учитель — это кто-то злой», то инстинктивно хочется увидеть себя в другой роли. Так подогревается профессиональное выгорание. Поэтому для начала стоит хотя бы фильтровать: когда и из-за чего вы сердились, какие для этого были объективные основания, как поступили с чувствами. И тогда, возможно, образ изменится на «тот, кто умеет справиться со своей злостью, когда стрессы на каждом шагу».

 5. Оценивайте свой уровень эмоционального интеллекта

Если работа связана с постоянными стрессами, как у учителя, негативные эмоции становятся обычным явлением. А, как показывает исследование, оценка собственного IQ обычно отличается от реальных показателей, а оценка EQ и эмоциональной окраски повседневной жизни — еще больше. Причем в первом случае скорее завышают показатели, а во втором — наоборот. То есть мы хотим видеть себя умнее, чем мы есть. Но еще интереснее, что мы считаем себя более негативными и более беспомощными со своими эмоциями, чем мы есть на самом деле.

Развитый эмоциональный интеллект защищает от выгорания еще косвенным способом: повышает удовольствие от работы и успешность учителя. Ученые утверждают, что больший EQ значит для педагога больше, чем высокий уровень IQ. Он помогает вдохновлять и строить здоровые отношения в классе, поэтому и сам учитель получает больше поддержки от учеников в случае неожиданных проблем (скажем, во время технических сложностей при дистанционном обучении).

В Белоруссии не было таких исследований, но зарубежный опыт свидетельствует, что в каждом классе есть в среднем 12 учеников, у которых конфликты или серьезные проблемы в семьях (половина из них — из асоциальных семей), у двух будет дефицит внимания, у шестерых — проблемное поведение, а двое в течение обучения в школе хотя бы раз будут страдать от депрессии. Все эти психологические проблемы детей падают, прежде всего, на учителя. Поэтому как в самолете: «кислородную маску» следует одеть себе, чтобы позаботиться потом об учениках.