Тема методической работы в 2024/2025 учебном году:

«Совершенствование профессиональной компетентности учителя по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся»

 Основными задачами методической работы в 2024/2025 учебном году являются:

— актуализация и углубление знаний учителей о современных педагогических технологиях в контексте формирования функциональной грамотности учащихся;

— совершенствование образовательного процесса по учебным предметам с учетом рекомендаций по результатам национального исследования качества образования (НИКО);

развитие профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации допрофильной подготовки и профильного обучения;

— обеспечение методического сопровождение роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации;

— обеспечение методического сопровождения трансляции эффективного педагогического опыта;

— включение педагогов в экспериментальную деятельность;

— информирование педагогических работников о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам, новинках педагогической литературы.

Для организации деятельности методических формирований учителей- предметников в 2023/2024 учебном году предлагается единая тема «Совершенствование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебных предметов».

На августовских инструктивно-методических совещаниях рекомендуется обсудить с педагогами следующие вопросы:

1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам в 2023/2024 учебном году:

ü Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые

акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на II и III ступени общего среднего образования: основные положения, воспитание в системе образования, общие требования к организации образовательного процесса;

ü вопросы безопасности организации образовательного процесса в

учреждениях общего среднего образования;

ü обновленные учебные программы и учебно-методические комплексы по

учебным предметам для V–XI классов;

ü анализ результатов экзамена по учебным  предметам «Белорусский язык»,

«Русский язык», «Математика», «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования;

ü анализ результатов ЦЭ, ЦТ.

2. Организация и содержание методической работы с учителями-предметниками в 2023/2024 учебном году с учетом анализа результатов предыдущего учебного года.

3. Предметные журналы как средство информационной, научно-методической поддержки учителей-предметников и повышения их профессиональной компетентности.

В течение учебного года на заседаниях методических формирований учителей-предметников (учебно-методическое объединение, школа молодого учителя, школа совершенствования педагогического мастерства, творческие группы и иные) рекомендуется рассмотреть теоретические и практические аспекты развития и воспитания личности учащихся, актуальные вопросы методики обучения предмету с учетом имеющегося в регионе эффективного педагогического опыта.

С целью обеспечения условий для развития профессиональной компетентности учителей в Академии последипломного образования проводятся мероприятия в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников (https://akademy.by/index.php/ru/aktual/37-anons-2).

Особое внимание следует уделить вопросам функциональной грамотности как инструмента формирования компетенций иподготовки к национальному исследованию качества образования.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности учащегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферахдеятельности, общения и социальных отношений.

Такие знания, умения и навыки могут быть приобретены учащимися, если обучение и воспитание носят деятельностный характер,образовательный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности учащегося за результаты своей учебной деятельности.

Самостоятельная подготовка учащихся к учебным занятиям, выполнение заданий, данных учителем в рамках учебной программы для выполнения во внеучебное время (далее – домашнее задание), осуществляется учащимися в домашних и иных условиях, в том числе в цифровой образовательной среде, и предусматривает выполнение заданий в устной, письменной, практической формах или их сочетании в целях совершенствования, развития и практического применения формируемых в ходе учебного занятия предметных знаний и умений, универсальных учебных действий и их использования для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач в соответствии с основными требованиями к результатам учебной деятельности учащихся, определенными в учебной программе. При этом определение объема домашних заданий осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиямис учетом возрастных, психофизических особенностей, способностей и интересов учащихся.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является национальное исследование качества образования (НИКО), которое ставит своей целью проверку наличия таких знаний, умений и навыков, которые могут помочь учащимся в реальных жизненных ситуациях.

В ноябре 2023 года планируется проведение национального исследования качества образования (далее – НИКО), в котором примут участие учащиеся Х класса.

НИКО направлено на проверку функциональной грамотности учащихся – способности, обеспечивающей эффективное функционирование человека в различных сферах жизнедеятельности.

Исследование включает выполнение диагностической работы
(в течение 90 минут), анкетирование учащихся и педагогических работников. Каждый учащийся (участник НИКО) получит вариант диагностической работы, содержащий задания по двум областям функциональной грамотности: читательской и математической либо естественнонаучной и финансовой. 

Диагностическая работа будет направлена на проверку способностей учащихся использовать полученный на учебных занятиях опыт (освоенные знания, умения, способы деятельности) для решения жизненных проблем, смоделированных в заданиях.

Актуальную информацию о подготовке к исследованию можно найти на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Национальное исследование качества образования (НИКО).

Тренировочные варианты диагностической работы будут размещены в начале 2023/2024 учебного года.

Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных. Известно, что темп человеческого развития замедляется с годами, и упущения в раннем возрасте невосполнимы на последующих этапах возрастного становления. И чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни.

Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, образовательное значение которого достаточно велико и отвечает современным требованиям. Что же такое визуализация?

Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.

Визуализация — (в широком понимании) ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

Технологии визуализации учебного материала основываются на значимости визуального восприятия для человека, ведущей роли образного восприятия в процессах познания и осознания все более необходимой подготовки человека и его сознания к условиям визуализирующегося мира и увеличения информационной нагрузки.

Технология визуализации учебной информации – это система, включающая в себя следующие слагаемые:

комплекс учебных знаний;

визуальные способы их представления;

визуально-технические средства передачи информации;

набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.

Технология визуализации учебного материала перекликается с педагогической концепцией визуальной грамотности, которая возникла в конце ХХ в. в США. Эта концепция основывается на положениях о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нем, ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания человека к деятельности в условиях все более «визуализирующего» мира и увеличения информационной нагрузки.

Методологический фундамент рассматриваемой технологии составляет принцип системного квантования и принцип когнитивной визуализации.

Системное квантование вытекает из специфики функционирования мыслительной деятельности человека, которая выражается различными знаковыми системами:

языковыми;

символическими;

графическими.

Всевозможные типы моделей представления знаний в сжатом виде соответствуют свойству человека мыслить образами. Изучение, усвоение, обдумывание текста – это как раз и есть составление схем в уме, кодировка материала. При необходимости человек может восстановить, «развернуть» весь текст.

Принцип системного квантования предполагает учет следующих закономерностей:

учебный материал большого объема запоминается с трудом;

учебный материал, расположенный компактно в определенной системе, лучше воспринимается;

выделение в учебном материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию.

помочь опредмечиванию словесного сообщения или предъявить сообщение, которое ребенок должен будет воплотить в форму рассказа или ответа на поставленные вопросы;

проконтролировать полноту и характер усвоения переданной учителем информации;

способствовать развитию воображения и фантазии;

выявить характер индивидуального восприятия и переработки учебной информации;

активизировать познавательный интерес;

сконцентрировать внимание на чем-то важном; переключить внимание на другой объект;

вызвать определенные ассоциации;

развить способности к анализу и сравнению;

организовать тренировку внимательности и наблюдательности;

сформировать способности делать выводы и логические умозаключения;

сформировать способности видеть и проводить аналогии, осознавать и обосновывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, закреплять изученный материал;

развить критическое мышление;

интегрировать новые знания;

связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.

Принцип когнитивной визуализации вытекает из психологических закономерностей, в соответствии с которыми эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, то есть используются когнитивные графические учебные элементы. В следствие чего к процессу усвоения подключается «образное» правое полушарие. В то же время «опоры» (рисунки, схемы, модели), компактно иллюстрирующие содержание, способствуют системности знаний.

В школьном образовании всегда применяли и применяют самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности учащихся, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.

Функции визуализации очень разнообразны. Она может применяться с целью:

В образовательном процессе сложилось несколько техник визуализации учебной информации.

1. Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у учащихся системного взгляда на исторические процессы. Другая сфера использования таймлайнов — управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.

2. Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.

3. Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это способ визуализации информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.

4. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.

Графическое представление информации как способ общения между людьми, передача смысла сложных явлений и понятий в виде картинок использовались человеком с давних времен: это и наскальная живопись, и древнеегипетские иероглифы, и даже работа Микеланждело Буанаротти — роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме.

XX век по праву можно назвать текстовой цивилизацией. В XXI веке мы становимся свидетелями становления цивилизации изображений. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с визуализацией информации: нас окружают схемы (например, схема линий метро или схема достопримечательностей города), карты, пиктограммы (например, информационные дорожные знаки или знаки сервиса). Все это — наглядное представление информации, но инфографикой они не являются.

Инфографика предполагает сворачивание больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном для читателя виде.

Так, например, инфографика цифровой плакат заменяет многостраничное описание результатов онлайн-исследования «Юный интернет-пользователь 2013», которое было проведено Лигой безопасного интернета, МТС и «Лабораторией Касперского».

Рис. Инфографика. Юный интернет-пользователь в 2013 году

(источник: Лига безопасного интернета; тема: Правила безопасности в сети)

Инфографика в образовании явление не новое. Ведь хорошо иллюстрированные таблицы на страницах учебных пособий и карты можно назвать образцами учебной инфографики.

Попытки визуализации учебной информации предпринимались педагогами-новаторами еще в советские времена. Так, например, известную технологию опорных конспектов Виктора Федоровича Шаталова по формальным признакам можно сравнить с инфографикой. В основу методики В.Ф. Шаталова было положено развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала (создание блока вопросов), а также сжатое изложение учебного материала по опорному плакату — озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними.

Опорные схемы В.Ф. Шаталова

Причем смысл опорных сигналов был известен лишь непосредственным участникам образовательного процесса и самостоятельное изучение материала по «чужому» опорному конспекту было весьма затруднительным.

Идеально же выполненная инфографика представляет собой законченный информационный блок, который можно усвоить самостоятельно, без чьей-либо помощи (комментария), причем весьма эффективно.

Инфографика позволяет говорить с ребенком на языке образов и ассоциаций, что соответствует как наглядно-образному типу мышления школьника, так и особенностям восприятия информации.

Основная функция инфографики — информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия.

По характеру представляемых данных различают такие категории инфографики:

числа в картинках: наиболее распространѐнная категория, которая позволяет сделать числовые данные более удобоваримыми;

расширенный список: статистические данные, линия времени, просто набор фактов, который может быть визуализирован;

процесс и перспектива: служит для визуализации сложного процесса или предоставления некоторой перспективы. Может вообще не содержать числовых данных.

статичная инфографика — одиночные изображения без элементов анимации;

динамическая инфографика — инфографика с анимированными элементами. Основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика, анимированные изображения, презентации;

интерактивная инфографика — вид инфографики, в котором пользователю предлагается управлять отображением данных.

аналитическая инфографика — графика, подготавливаемая по аналитическим материалам. Наиболее часто используется экономическая инфографика: аналитика проводится исключительно по данным экономических показателей и исследований;

новостная инфографика — инфографика, подготавливаемая под конкретную новость в оперативном режиме;

инфографика реконструкции — инфографика, использующая за основу данные о каком-либо событии, воссоздающая динамику событий в хронологическом порядке.

опиши представленного персонажа (событие);

представь данные в табличной форме и предположи, как они будут изменяться в дальнейшем;

составь рассказ (план);

дополни недостающие в тексте данные, используя инфографику.

организация целенаправленного восприятия информации;

запоминание информации с опорой на графические образы;

отображение существенных для понимания сторон изучаемого материала;

способ делиться знаниями и результатами исследований;

способ обработки данных исследований;

развитие критического мышления;

формирование навыков функционального чтения.

По способу отображения инфографика подразделяется на следующие виды:

По типу источника различают 3 основных вида инфографики:

В образовательном процессе используется инфографика следующих типов:

·               инструкция;

·               памятка;

·               плакат;

·               путеводитель;

·               статистика.

Работа с инфографикой может идти в двух направлениях:

1) анализ учащимися созданной учителем инфографики;

2) создание инфографики учащимися под руководством учителя на основе имеющихся данных (в ходе проектной деятельности, по изученному материалу).

В первом случае методика работы с инфографикой строится так же, как и работа с наглядным пособием. Учащимся предлагаются задания, направленные на анализ информации, сопоставление приведенных фактов, формулировка выводов, обобщение и постановка вопросов к представленной информации. Также можно предлагать задания на функциональное чтение:

Подбирая (создавая) инфографику для включения в урок, педагог должен ответить на четыре вопроса:

1. Как я отношусь к содержанию материала, какие центральные факты, идеи, аргументы, процессы, процедуры я хочу, чтобы ученики поняли?

2. Какая схема поможет лучше организовать материал и наполнить его смыслом?

3.Какой вид визуального организатора поможет ученикам в анализе и осмыслении содержания?

4.Какие надо поставить вопросы, как организовать актуализацию субъектного опыта по теме для активизации мышления учеников?

Во втором случае работа требует длительной подготовки, которая направлена на сбор данных, их анализ, выбор способа представления, дизайн.

Процесс создания инфографики включает следующие этапы:

1.Формулирование цели создания инфографики и определение аудитории. Разрабатываемый информационный дизайн обычно предназначен для какой-то целевой аудитории.

2. Сбор определенного количества данных, материала по теме. Данные могут быть представлены в различных форматах — текстовый контент, графика, видео материалы, страницы таблиц и др.

3. Аналитика и обработка информации. Собранный материал необходимо проанализировать и обработать, привести к одному знаменателю –обычно это неоформленные графики, гистограммы.

4.Построение доступной визуализации, верстка. Весь материал компонуется, приводится в красивый наглядный вид. Выбирается формат (в зависимости от целей и количества данных) –презентация, слайд-каст, одностраничная картинка, видеоролик.

Можно выделить следующиенаправления в использовании инфографики в образовательном процессе:

Визуализация в обучениипозволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры. Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход. Современные технологии позволяют решать задачи переноса образовательной информации (телекоммуникации, дистанционное образование и др.), формирования умений и навыков (компьютерные виртуальные практикумы и тренажеры и пр.), автоматизированного контроля знаний.

Список литературы:

Сайты с готовой инфографикой:

1.            http://ria.ru/infografika – сайт Агентства РИА Новости

2.            http://infogra.ru/–сетевое сообщество дизайнеров, инфодизайнеров и визуализаторов.

3.            http://mercator.ru/ – сайт компании ―Меркатор‖ (см. раздел ―Инфографика‖).

4.            http://ed-today.ru/infografika–примеры инфографики по проблемам образования.

5.            http://infographics.wciom.ru/–инфографика Всероссийского центра изучения общественного мнения.

Статьи по теме:

1.            Кубрак Н. Инфографика в образовании. –Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/uploads/files/Kubrak_NV…

2.            Кубрак Н. Инфографика как результат представления ученического исследования.–Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_117/cd_site/articles/art…

3.            Ермолаева Ж.Е., Герасимова И.Н., Лапухова О.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт.–2014.–№ 11.–Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm

4.            Никулова Г.А., Подобных А.В. Средства визуальной коммуникации— инфографика и метадизайн // Образовательные технологии и общество.–2010.–№2.–Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-vizualnoy-kommunikatsii-infografika-i-metadizayn.

Список использованных источников:

1.            Инфографика. Юный интернет-пользователь в 2013 году [Электронный ресурс].–Режим доступа:http://www.ligainternet.ru/news/news-detail.php?ID=2663.–

2.            Шаталов,В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ Донецка / В. Ф. Шаталов; Предисл. В. В. Давыдова. – М.: «Педагогика», 1980.

3.            Ермолаева,Ж.Е., Герасимова,И.Н., Лапухова,О.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт.–2014. –№ 11. [Электронный ресурс].–Режим доступа:http://e-koncept.ru/2014/14302.htm.

4.            Инфографика // Википедия[Электронный ресурс].–Режим доступа: https://goo.gl/eUP9Tq. – Дата доступа: 01.10.2015.

27-28 декабря в средней школе №10 проходит фестиваль педагогического мастерства.

27 декабря прошли мероприятия: «Мастерская будущего» и мастер- класс учителя белорусского языка и литературы высшей категории Рашук Е.М.

В ходе работы «Мастерской будущего», которой руководила заместитель директора по учебной работе Старикова И.И., учителя, работая в группах, создавали модели будущего – улучшенной педагогической практики – направленные на решение вопросов:

— как подготовить высокомотивированных и талантливых учащихся к участию в олимпиадах;

— как сделать эту работу эффективной.

Рашук Е.М. провела мастер класс «Візуалізацыя тэкставай інфармацыі і сітэматызацыі ведаў вучняў сродкам стварэння пантбука». В ходе мастер-класса учителя не только узнали о том, что такое пантбук и как его можно использовать в образовательной практике, но и научились его составлять.

28 декабря учитель английского языка Геращенко Н.Н. провела мастер-класс «Использование Интернета и мобильных ресурсов для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка».

Маршин И.В. организовал методический практикум «Организация работы с учащимися по подготовке девятиклассников к выполнению вторых заданий экзамена по истории Беларуси». 

Математик Михальцова С.В. провела урок для педагогов «Цифровые инструменты в помощь учителю при проектировании урока».

Учителя начальных классов работали в педагогической лаборатории над темой «Формы организации самостоятельной учебной деятельности учащихся на учебном занятии в 1-4 классах».

Мой статус: смотрю на жизнь позитивно!

30 декабря, в рамках постоянно действующего психолого-педагогического семинара «Педагогическая мастерская», педагогом-психологом Довгалевой Ю.А. были проведены занятия «Работа с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учению».

Рекомендации по написанию научно-методических статей

 

Требования к оформлению

 

  1. Шрифт «Times New Roman», кегль – 12, для заголовков – 14.
  2. Интервал между строками – 1.
  3. Заголовки выравниваются по центру, подзаголовки – по левому краю, эпиграфы выравниваются по правому краю.
  4. Выделяются «Ж» только главные мысли и заголовки, фамилия и  инициалы автора статьи, а «К» — отступления от основного содержания, некоторые примеры и примечания.
  5. Выделения должны быть оправданы: нельзя выделять очень много фрагментов текста!
  6. Символы должны быть в едином стиле — их не стоит часто менять!
  7. Текст должен быть выровнен по краям. Красные строки обязательны.
  8. Автор статьи указывается следующим образом: инициалы, затем фамилия, должность, учреждение автора. Они располагаются наверху перед названием справа и выровнены по правому краю.
  9. Кавычки оформляются знаком «……», а не “……..”.
  10. Следите, чтобы в конце предложений были точки (часто встречающаяся небрежность).
  11. Допускаются только черно-белые картинки, фотографии, таблицы. В случае графического сопровождения, следует перевести все цветные изображения в черно-белые.
  12. Если Вы решили сделать список, то обратите внимание на тонкости оформления:

— если пункт списка начинается со строчной буквы, то в конце ставится «;»;

— если же Вы начинаете список с прописной буквы, то в конце ставится «.».

 Пример:

  В стратегии выделяется следующая структура:

— цель;

— операции;

— коррекция действий;

— фиксация результата.

                                             ИЛИ

  В стратегии выделяется следующая структура:

— Цель.

— Операции.

— Коррекция действий.

— Фиксация результата. 

  1. Использованная литература оформляется в соответствии с установленными общими правилами и указывается  в конце статьи.

  Пример оформления

 

А.А. Плигин, к.п.н., научный руководитель ГЭП 

«Исследование познавательных стратегий учащихся»

 

Развитие познавательных процессов в различных

образовательных технологиях

 

Важно не просто накормить голодного рыбой,

главное — научить его ловить ее.

Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз,

 а если научите ловить, то накормите на всю жизнь!

 

Главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им. При этом, продвигаясь по пути приумножения знаний, они на долгие годы сохранили бы любовь к обучению, смогли найти собственное «Я» в этом мире, максимально полно раскрыть свой личностный потенциал и реализовать его с пользой для себя и общества. 

 

Рекомендуемая структура статьи

Обратите внимание на то, что научно-методическая статья примерно имеет следующую структуру:

·        Введение (раскрывается следующее: проблема в обучении, значимость ее решения, существующие традиционные способы решения данной проблемы, идея нового способа решения проблемы, цели эксперимента,  методы и т.д.).  

·        Описание хода экспериментальной деятельности.

·        Описание методических приемов, находок, фрагментов урока (кратких конспектов) и т.д.

·        Описание результатов деятельности учеников, учителя, эксперимента в целом.

·        Выводы (относительно полученных результатов раскрывается следующее: более широкое значение обучения, влияние на качество, возможность применения в других областях знаний, влияние на личностное развитие, к чему может привести продолжение исследования в этом направлении).

 

Примечание:  не все пункты, указанные в скобках, должны быть обязательно раскрыты.

  

Минимальные критерии написания хорошей научно-методической статьи

 По содержанию статьи:

  • Научность (касается исследования и разработки чего-то нового, использования научных методов познания, поэтому часто определяется по ключевым ссылкам в тексте, реализуемым методам исследования и выводами).
  • Новизна и оригинальность (предлагается новая идея, технология, способ, прием или оригинальный вариант расширения, апробации, доказательства эффективности чей-то авторской идеи, метода, технологии, поэтому часто определяется сравнением с имеющимися разработками).
  • Практичность (связана с переносом в практическую деятельность других профессионалов, поэтому часто определяется  по наличию в статье путей передачи опыта).
  • Методичность (связана с оптимизацией структуры новшества, последовательности и условий его реализации; чаще всего определяется количеством и полезностью рекомендаций в статье).
  • Убедительность (определяется достоверностью цитат, аргументированностью выводов, наличием статистических результатов и логичностью их интерпретаций).

 По форме изложения:

·        Логичность (определяется очевидностью причинно-следственных связей, логичностью переходов,  взаимосвязанностью частей).

·        Ясность (часто определяется понятностью использованных терминов и наличием иллюстрирующих примеров).

·        Оригинальность (определяется наличием удачных аналогий, цитат, афоризмов,  рисунков).

·        Полнота (определяется присутствием основных структурных частей, наличием минимального содержания и завершенностью текста).

 

Примерная стратегия написания статьи

 Напишите на отдельном листе главные достижения своей экспериментальной деятельности (ЭД) с точки зрения развития личности, организации учения, организации урока, качества обучения, развития личности, вашего профессионального развития и т.д.

  • Определите, на решение какой главной педагогической проблемы направлена ваша ЭД.
  • Определите, как эта проблема решалась вами, коллегами, различными технологиями обучения. Какие традиционно рекомендации ее решения предлагают методические пособия, учебники, руководство для учителя? Выпишите их на листе.
  • Обратитесь к имеющимся у вас методическим пособиям, учебникам, книгам для учителя и т.д. Убедитесь, что вы верно определили традиционные способы решения проблемы.
  • Сформулируйте, что нового вы включите в свою статью (идеи, принципы, технологии, приемы, оригинальное описание  личного опыта, доказательство эффективности известного метода, уникальную форму представления сравнительно новой идеи и т.д.).
  • Определите структурные части статьи: введение, основное содержание, выводы.
  • Кратко запишите тезисы каждой части.
  • Начните писать, раскрывая каждую часть. Помните, что содержание, язык статьи должны быть простыми и понятными. Если у вас возникают сложности в написании, то возьмите готовую статью, которая вам понравилась. Затем мысленно определите ее структурные части. Используйте все лучшее из этой статьи с точки зрения языка и структуры ее написания. Можете легко переносить обороты и связки в свой текст.
  • Подумайте, какое графическое сопровождение (рисунки, схемы, таблицы) будут иллюстрировать главные мысли. Включите их в текст.
  • Посмотрите на созданный вами вариант статьи глазами своих коллег, методистов, научного руководителя. Что бы им понравилось, а что — нет? Определите, как ее можно улучшить. Помните, что важно в статье сказать что-то новое и поделиться собственным опытом ЭД.
  • Еще раз прочитайте статью и отдельно проанализируйте логичность смысловых переходов, выводов. Если нужно, то правьте их.
  • Отдельно оцените язык написания статьи. Если необходимо, то замените повторы синонимами, добавьте метафорических фраз, аналогий  и цитат.
  • Еще раз прочитайте статью, определите ее главную мысль, придумайте название.
  • Перечитайте еще раз выводы. Убедитесь, что каждый из них следует из смысловых частей статьи. Проверьте логичность аргументов и их доказательность. Ответьте на вопрос, как название статьи связано с выводами. Если необходимо, скорректируйте название или выводы.
  • Проверьте оформление статьи (см. требования к оформлению).
  • Проверьте грамотность ее написания.
  • Передайте статью для публикации и ждите обратной связи.

 Полезные советы

Если вы никогда не писали научно-методических статей, помните: все когда-то случается в первый раз!

После того как  вы определились с целью статьи, структурой и тезисами, начните писать, не перечитывая текста (без возвратов)! Очень часто «внутренний критик» не позволяет быстро справиться с задачей изложения основных мыслей. В научно-методической статье следует разделить процессы смыслового изложения и эмоционального восприятия текста. Перед написанием статьи решите, что вам ясно относительно содержания различных частей статьи, а над чем вам придется поразмыслить. Начните писать с тех  фрагментов, которые более просты для изложения. Так вы не только сэкономите время, но и, возможно, по ходу написания проясните те его части, которые казались неопределенными. Понимание вопроса часто углубляется по мере его изложения так же, как и аппетит, который приходит во время еды!

Если у вас есть детские работы или готовые примеры, то сначала структурируйте их в определенной логике и последовательности, а затем напишите необходимые к ним комментарии и выводы.

Если у вас трудности со временем, то «режьте слона по кусочкам»! То есть сначала напишите ту часть, которая вас больше всего вдохновляет или лучше определена по содержанию, а только затем остальные. У великого писателя М. Шолохова был девиз: «Каждый день — по строчке»! В данном случае уместно перефразировать: каждый день — по одному завершенному смысловому фрагменту!

Старайтесь озаглавливать написанные части (независимо от того, понадобятся в дальнейшем названия или нет). После перерыва в написании будет легче сразу следовать общему плану, читая только заглавия, а не перечитывая все написанное содержание фрагментов. Не теряйте время на редактирование отдельных готовых частей. Статью лучше редактировать, когда все ее части соединены воедино.

Начните «разукрашивать», «вычищать» и отшлифовывать текст только после завершения работы над изложением всего содержания текста. Для этого пользуйтесь готовыми и понравившимися вам образцами текстов. Иногда помогает предварительное чтение любых красивых прозаических текстов и даже хайку. Вместе с тем помните, что ваша задача — не создать отдельное произведение (еще одну «Педагогическую поэму»), а поделиться новыми идеями и опытом, поэтому легко заимствуйте готовые выражения, метафоры, примеры, цитаты и т.д.

Обратите внимание, что многие, даже великие писатели редактировали и переписывали свои тексты множество раз!

Рекомендуется включать в статью схемы, таблицы, так как визуальная система более скоростная в обработке информации. Читатели сначала обычно просматривают картинки и выделенные фрагмента текста. Иногда на основе внешних впечатлений от знакомства с ними принимают следующее решение: читать внимательно статью или нет. 

Если вы располагаете статистическими данными своей ЭД, обязательно приведите их в заключительной части статьи, так как для многих они являются убедительным свидетельством качества, глубины и научности вашей деятельности! Продумайте оптимальный способ их оформления.

При написании статьи сразу используйте полезные инструменты компьютера: проверку орфографии, синонимы, различные настройки (интервал, шрифт, выравнивание и т.д.). Их лучше установить перед началом написания статьи, чтобы не выполнять двойную работу потом.

Стратегия написание статей, как и многие другие творческие стратегии, развиваются и автоматизируются в процессе их реализации. Практика показывает, что если вы приобрели опыт написания 3 – 4 статей, последующее создание научно-методических текстов становится более простым и быстрым. По мере продвижения в их написании редактирование текста занимает все меньше и меньше времени, вырабатывается вкус к их созданию.    

 Примечание

Изложенная здесь стратегия основывается на способе мышления от общего к частному. Вы можете перестроить ее в обратном направлении и добавить аналоговых переходов в деятельности. Автор рекомендаций не претендует на их универсальность.

 Желаю вам удачи в развитии еще одного вида педагогического творчества!

 

 

С уважением,

                             научный руководитель ГЭП,

                                                                                  А.А. Плигин.

Автор:

Пичугина Галина Васильевна

Аннотация:

Уважаемые читатели! Довольно часто мы получаем письма, в которых вы спрашиваете, почему не был опубликован ваш материал и какими требованиями мы руководствуемся, принимая к публикации или отклоняя тот или иной материал. Некоторые читатели прямо спрашивают нас, как надо написать статью, чтобы она была принята к публикации. Об этом, например, спрашивает наша читательница В.В. Малыхина. Поэтому мы решили подробно изложить требования к присылаемым материалам и дать авторам ориентиры для написания статей, обратив ваше внимание на те аспекты обучения технологии, которые, на наш взгляд, сегодня являются наиболее важными, и которые нам хотелось бы видеть в присылаемых материалах. Обратите внимание, что в данной статье значительный объем материала представлен в форме вопросов. Мы это сделали сознательно- подобрали вопросы, отвечая на которые вы сможете более четко и логично проанализировать свой опыт, выделить в нем наиболее важное и интересное

Статья:

Тематика журнала разнообразна, и выбор темы для статьи достаточно широк. Материалы, которые мы публикуем в журнале, можно разделить на несколько групп. К каждой из них предъявляют определенные требования.

 

1.Описание опыта работы образовательного учреждения или конкретного педагога.

Такую статью написать достаточно просто, и очень часто они бывают интересными, прежде всего как вести с мест. Во всяком случае они оригинальны и неповторимы- в любой школе, в опыте каждого учителя всегда можно найти «изюминку», главное- отразить ее в статье. Работая над такой статьей, обратите внимание на следующее. В нее обязательно следует включить краткую информацию о школе: когда она открылась, число учеников и классов-комплектов,   особенности школы (профилизация, традиции трудовой подготовки и т.д.).

Приводим примерный перечень вопросов, на которые желательно ответить в статье. Удается ли вам полностью реализовать стандарт и программы по технологии? Позволяют ли условия в вашей школе и прежде всего материальная база выполнять все разделы программы? Как вы пополняете и обновляете оборудование кабинета? Какое оборудование изготовлено своими руками или совместно с детьми? С какими трудностями вы чаще всего сталкиваетесь в своей работе и как их преодолеваете? Как вам удается мотивировать детей? Как относятся родители к вашему предмету? Каково содержание национально-регионального компонента ваших рабочих программ по технологии и как вы его реализуете на уроках? Как вы используете в своей работе возможности дополнительного образования?

Сейчас всех волнует проблема профильного обучения и предпрофильной подготовки. Как обстоят дела в вашей школе? Какую роль играет технология в профильном обучении и предпрофильной подготовке? Предлагаете ли вы элективные курсы технологической направленности?

        Если в вашем образовательном учреждении осуществляется профессиональная подготовка школьников и вы собираетесь рассказать о ней, то обязательно сообщите, есть ли в школе лицензия на право реализации программ профессиональной подготовки или вы работаете по договору с учреждением начального или среднего профессионального образования. Расскажите, по каким программам осуществляется профессиональное обучение (используете программы начального профессионального образования или составлены авторские программы- в таком случае укажите, на какой основе они разработаны и где утверждены). Очень интересно и то, какие учебники, методические и дидактические материалы вы используете, особенно если вы их разрабатываете самостоятельно.

Не секрет, что условия, а значит, и эффективность работы учителя технологии во многом зависят от того, каков статус нашего предмета в конкретной школе, как относится к нему администрация. Каковы отношения с руководством школы? Каков в школе статус вашего предмета? Идет ли руководство вам навстречу в ваших просьбах?

Если ваша администрация понимает значение технологии для развития школьников, для представления школы на различных выставках, конкурсах, олимпиадах, содействует развитию материальной базы предмета – напишите об этом, сообщите, как зовут вашего директора, его заместителей- мы с удовольствием назовем имена этих людей в журнале.

Что делать не следует.       Очень часто мы получает от авторов просто подборку рабочих материалов- например,  документацию ученических проектов, или пакет документов, которые автор подавал на какой-либо конкурс; ксерокопии  публикаций местной прессы, брошюру о работе школы или сборник учебно-методических материалов педагогов. Получается, что вы невольно предлагаете сотрудникам редакции самим написать статью по вашим материалам. Но даже если в этих материалах содержится и очень интересная информация, мы, к сожалению, не имеем возможности  из подобных материалов писать статьи вместо авторов. Единственное, что мы можем сделать — в очень краткой форме отразить содержание присланных материалов в нашей ежегодной «Технологической панораме». А ваша статья должна быть написана, как принято говорить у журналистов, «в формате журнала». Что это означает? Это должно быть законченное произведение, со своей структурой, логикой изложения. Работая над статьей, вы должны помнить о цели ее написания и четко ей следовать.

2. Программы    

Учителя и раньше достаточно часто присылали нам свои авторские программы. В последний год мы получаем особенно много программ, преимущественно программ элективных курсов для профильного обучения и предпрофильной подготовки. Опубликовать все эти программы в журнале мы не имеем возможности, но планируем подготовить приложение к журналу- сборник программ элективных курсов.

К программе как нормативному документу предъявляются определенные требования. Чтобы ознакомиться с ними, достаточно

внимательно изучить примерные программы, рекомендованные Минобрнауки России и опубликованные в сборниках центральных издательств.

Напомним, что любая программа должна содержать пояснительную записку, в которой излагаются цели обучения, его планируемые результаты, требования к знаниям и умениям учащихся; тематический план с указанием объема учебного времени на изучение основных разделов и тем; собственно программу- краткое изложение содержания основных разделов и тем.

В пояснительной записке следует указать, какая программа взята за основу при составлении данной программы – как правило, учителя составляют свои авторские программы на основе уже опубликованных.

В содержании выделяется теоретический материал и практические работы. Особо будем приветствовать выделение в каждой теме основных понятий и межпредметных связей. 

В конце программы обязательно привести список рекомендуемой литературы для учителя и ученика.

Предпочтение будет отдано тем программам, в которых хорошо представлен деятельностный компонент, то есть предложены конкретные виды деятельности, позволяющие познакомить школьников с особенностями той или иной профессии или группы профессий.

Если вы решили представить на суд читателей свою авторскую программу базового курса технологии (или отдельный модуль программы), обязательно сообщите, на основе какой программы составлена ваша, какие изменения вы внесли и почему.

Собственно программы мы публикуем достаточно редко- только наиболее оригинальные, и то, как правило, в сокращенном виде, так как учителя составляют и присылают в журнал очень много программ, и мы просто не имеем возможности все их опубликовать.

Поэтому лучше предлагать нам не только программу, а рассказать о методике ее реализации, в таком случае будет вполне достаточно привести только тематический план и указать основные особенности вашей программы.

Отметим, что многие из полученных нами программ повторяются, немало и таких, которые явно заимствованы из опубликованных ранее программ профессионального обучения, кружков и факультативов. 

 

3. Методические статьи

Это достаточно трудный, но и самый важный для журнала тип статей. Итак, о чем и как писать методическую статью?

Возможны различные варианты. Вы можете рассказать в статье о собственном методическом опыте, рассмотреть  общие вопросы методики обучения технологии. Какие именно?

 Обучение начинается с мотивации. Поэтому, работая над методической статьей, обязательно расскажите, как вы мотивируете детей к тому или иному виду деятельности на уроке, изучению того или иного материала. Какие методы и средства применяете, какова их результативность? Задаете ли вы домашние задания и какого характера? Удается ли вам привлекать знания детей, полученные ими в повседневной жизни, актуализировать их личный жизненный опыт? 

Очень непросто организовать содержательную и эффективную практическую деятельность детей. Как вы это делаете при изучении различных разделов и тем? Например, при изучении кулинарии надо организовать работу детей бригадами, распределить обязанности и проконтролировать их выполнение, подобрать блюда, которые можно быстро приготовить на уроке- эти вопросы волнуют каждого учителя. Как вы решаете эти проблемы?

Каково оборудование кабинета, мастерской, как удается его обновлять и пополнять? Поделитесь с коллегами- им будет интересно.

Не менее важный вопрос — по каким программам и учебникам вы работаете? Используете полностью рекомендованную программу или на ее основе составляете собственный вариант? В чем его особенности? Какие учебно-методические комплекты из предлагаемых разными авторами и издательствами вы предпочитает и почему?

Учебник и более широко- учебная книга в обучении технологии – это особая методическая проблема, которая, безусловно, интересует каждого учителя. Как вы используете учебник? Только на уроке для самостоятельной работы? Или даете домашние задания по учебнику? Как вы организуете работу детей с дополнительной литературой?

Оценка учебных достижений учащихся при обучении технологии – тоже непростая задача. Мы периодически публикуем тестовые задания, карточки для контроля знаний. Но варианты контроля бесконечно разнообразны. Возможно, вам удалось придумать и реализовать свои, оригинальные и эффективные – поделитесь с другими учителями. Особенно сложно оценивать практические умения школьников. Как это делаете вы (по конкретным разделам и темам)? Какие используете критерии и показатели?

Сейчас мы стараемся уделять особое внимание межпредметным связям. Предмет технология может и должен выполнять интегрирующую функцию в учебном плане школы. Удается ли вам реализовать межпредметные связи? И как? Какие методические приемы, задания, вопросы используете вы, чтобы помочь своим ученикам применить знания по математике, физике, химии, биологии в реальной практической деятельности на уроках технологии? Удалось ли вам наладить контакт с учителями-предметниками, возможно, провести совместные интегрированные уроки – по каким темам, каков был результат? Самое главное- было ли это интересно детям, вызвало ли у них отклик? Какую роль играет технология в предпрофильной подготовке учащихся вашей школы? 

И более простая на первый взгляд проблема – удается ли вам наладить продуктивное взаимодействие со своими ближайшими коллегами- учителями технологии? Есть ли в вашем багаже интересные проекты, в которых участвуют одновременно и мальчики, выполняя программу по техническому труду, и девочки, выполняя программу по обслуживающему труду? А может быть, вы сумели интегрировать в проектной деятельности технический и сельскохозяйственный труд? Какие темы проектов позволили вам это сделать? Какие объекты труда?

Компьютер в обучении технологии- тоже очень актуальная тема. Напишите нам о том, как вы используете компьютер в своей работе, есть ли у вас в школе условия для этого, какие компьютерные программы вы освоили.

Мы рассмотрели общие вопросы методики обучения технологии, которые хотелось бы видеть в ваших статьях. Но методическая статья может быть посвящена и какому-то одному частному вопросу методики, например методу проектов.

5.    Статья о методе проектов и организации проектной деятельности.

Статей по этому вопросу мы получаем немало. Написаны они по-разному. На какие вопросы желательно дать ответ в статье, посвященной методу проектов?

Прежде всего — как вы организуете проектную деятельность- например, выбор темы? Какие темы проектов чаще всего выбирают ваши ученики, каковы их предпочтения? Как удается организовать выполнение групповых проектов? Как формируются группы? Как вы в рамках проекта обеспечиваете творческую деятельность учащихся? В чем она заключается?

Как взаимодействуете с родителями? Насколько активно они участвуют в выполнении проектов и каковы их функции?

Если в процессе проекта было изготовлено изделие, желательно привести технологическую карту и краткие экономические расчеты. 

Что не следует делать. 

Раскрывать общие вопросы организации проектной деятельности- значение метода проектов, этапы проекта, «звездочка обдумывания» и все прочее, что многократно описано в учебниках и методической литературе. К сожалению, в подавляющем большинстве получаемых нами статей все это повторяется, и нам приходится в процессе редактирования убирать эту информацию.

А вот привести конкретные высказывания детей о своей работе над проектом, оценку этого метода детьми и их родителями, их мнения о трудностях и достижениях будет вполне уместно. Не следует также присылать полную документацию ученического проекта – мы не имеем возможности на основе такого материала писать статьи вместо авторов.  

О чем еще может быть написана методическая статья?

Темой статьи могут быть методические особенности раскрытия какой либо темы, обучения какому либо приему, организации предметной недели, выставки-ярмарки, олимпиады.

Предметом статьи может быть и описание конкретного урока. В такой статье желательно кратко отразить основные этапы урока, раскрыть для каждого этапа те особенности, которые вы считаете своей находкой, особенно важной и интересной.

Особо следует остановиться на занимательных уроках. Мы получаем много материалов с описанием игровых уроков, сценариев внеклассных мероприятий, в том числе и разработанных на основе сценариев популярных телепередач. Можно сделать вывод, что такая форма обучения технологии и контроля знаний очень популярна среди учителей. Такие материалы мы периодически публикуем.

Однако, разрабатывая сценарии занимательных уроков, надо помнить о дидактической цели урока или мероприятия- она должна быть очень четко прописана в сценарии и реализована в процессе урока или мероприятия. Обязательным результатом такого урока или мероприятия должно быть приращение знаний учащихся, или оценка их учебных достижений. К сожалению, нередко подобные мероприятия превращаются просто в «балаганчик», средство развлечения детей, и не несут обучающей нагрузки.

Очень важно, чтобы даже в игровом, занимательном мероприятии была предусмотрена практическая деятельность учащихся – не будем забывать об основной цели нашего предмета. Отбирая сценарии для публикации, мы уделяем этому основное внимание.

Очень много в нашей почте статей, посвященных изготовлению каких-либо объектов труда.

Если вы предлагаете новый объект труда, то технология его изготовления должна быть описана очень подробно и понятно, так, чтобы по этому описанию его мог изготовить даже самый неопытный, начинающий учитель, и не только изготовить сам, но и научить этому школьников.  Желательно давать технологическую карту, все выкройки, описать подробности исполнения. И конечно, раскрыть методические задачи, которые вы решаете на этом объекте труда – какие умения и навыки формируете, какие решаете воспитательные задачи.

     6. Статья об усовершенствовании оборудования школьной мастерской.

Этим активно занимаются многие учителя. Мы получаем статьи, в которых описано изготовление различных инструментов, а также самодельных приспособлений к станкам для дерево- и металлообработки. Предлагая нам такой материал, следует помнить прежде всего о том, насколько безопасно использование этих устройств в школьной мастерской. Думаем, излишне напоминать нашим читателям, что на полностью самодельных или переделанных станках, не прошедших экспертизу и сертификацию, ученикам работать запрещается.  Работать на них могут только взрослые. Чтобы вашим опытом могли воспользоваться другие учителя, необходимо привести подробные чертежи и технологические карты на изготовление всех приспособлений.

7. Статьи в защиту предмета «технология».

В журнал нередко поступают статьи, авторы которых пишут о важности предметов «технология» и «черчение», необходимости их сохранения в базисном учебном плане и даже выделении дополнительного времени, укрепления материальной базы преподавания этих предметов. Мы благодарны авторам за преданность своему предмету и готовность отстаивать его   интересы, но такие статьи лучше направлять в центральные многотиражные общественно-политические издания, такие как «Российская газета», «Учительская газета». Публиковать их в нашем журнале не имеет смысла — наших читателей не надо убеждать в важности технологического образования для развития школьников. 

 

Почему все-таки мы отклоняем некоторые статьи?

        Очень часто мы отклоняем статью потому, что информация, содержащаяся в ней, уже неоднократно публиковалась в журнале — это могут быть повторяющиеся технологии, объекты труда, программы и прочее. Поэтому, прежде чем писать статью, советуем вам внимательно просмотреть журналы за последние 2-3 года.

Остановимся на иллюстративном материале. Рисунки и чертежи должны быть понятны. Технические требования к иллюстрациям, представляемым в электронном виде, мы периодически публикуем в журнале. Хотелось бы получать от вас больше фотографий, на которых изображены ваши ученики в процессе труда. К сожалению, очень часто качество фотографий, которые мы получаем, настолько низкое, что они не могут быть обработаны для полиграфического производства по техническим причинам. Поэтому желательно, чтобы фотографии были выполнены цифровым фотоаппаратом и представлены в электронном виде.

Оптимальный объем статьи — до 15 страниц текста, набранного на компьютере 14 кеглем через 1,5 интервала (примерно 20 000 знаков с пробелами).

Как мы уже неоднократно писали, мы не имеем возможности

вступать в переписку с читателями по почте, рецензировать рукописи и возвращать их в случае отклонения. Но мы можем ответить вам по электронной почте – обязательно укажите ваш электронный адрес и телефон для быстрой связи.

Девиз нашего журнала «Народная асвета» – чтобы каждый читатель журнала стал его автором.