Финансовая грамотность

Презентация Всё о разумном заимствовании

Методические рекомендации для подготовки к республиканской олимпиаде по финансовой грамотности среди учащихся

Единый интернет-портал финансовой грамотности населения

Финансовая грамотность на сайте Национального банка Республики Беларусь (статьи, памятки, игры)

Азбука финансовой грамотности от АСБ «Беларусбанк»

Белгазпромбанк

Наступило лето – пора каникул. В это время у многих студентов и школьников возникает желание подработать и стать более независимыми финансово от родителей. В настоящее время, несовершеннолетние граждане Республики Беларусь могут трудоустроиться уже с 14 лет с согласия родителей. Зарплата школьников и студентов, выплачиваемая работодателями в период каникул, признается объектом налогообложения подоходным налогом по ставке 13%. Справочно. Доходы, полученные молодыми гражданами за работу в составе студенческих отрядов, сформированных в порядке, установленном законодательством, и осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь и государств – участников Содружества Независимых Государств, освобождаются от подоходного налога (пункт 51 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь). Молодым людям важно помнить, что при выплате им денежных средств, в том числе даже за такую работу, как расклейка объявлений или раздача листовок, необходимо заключить договор с работодателем, а наниматель, в свою очередь, должен официально оформить таких работников. Соглашаясь на неофициальные выплаты или иными словами на выплату заработной платы «в конверте», работники рискуют не получить в полном объеме зарплату в случае конфликта с руководителем. При отсутствии документально оформленных трудовых отношений, у работника нет юридических оснований для защиты своих прав при обжаловании в судебном порядке действий нанимателя. Родителям и педагогам, обучающим финансовой грамотности детей и молодежь, стоит объяснить своим детям, что зарплата «в конверте» – не лучшее решение для начала трудовой деятельности. Официальное трудоустройство способствует защите прав и интересов трудящихся молодых людей, а знание налогового законодательства нужно и важно не только для специалистов и бухгалтеров, но и для каждого трудящегося человека. Столкнувшись при трудоустройстве с недобросовестным нанимателем, сообщить о фактах выплаты заработной платы «в конверте» возможно по номеру телефонной справочной системы налоговых органов (контактцентра) 189 (стационарная сеть) или 8(017) 229 79 79. ИМНС по Жлобинскому району

«В рамках Недели финансовой грамотности детей и молодежи ОАО «Банковский процессинговый центр» представляет серию анимационных видеороликов на тему «Мошенничество с платежными карточками». Предлагаем посмотреть обучающие видео по следующим ссылкам:

1.    Мошенничество в маркетплейсах:

https://youtu.be/JirgPKWvnxQ?list=PLltLLEOKWY3WYYplmiS0iKFGx7tHMrE3x

2. Телефонные звони от мошенников:

https://youtu.be/zu4i4BmEyKg?list=PLltLLEOKWY3WYYplmiS0iKFGx7tHMrE3x

3. Фишинговые сообщения:

https://youtu.be/RtA6I22guHo?list=PLltLLEOKWY3WYYplmiS0iKFGx7tHMrE3x

4. Сообщения о выигрыше ценных призов:

https://youtu.be/8lAi8l7K7sw?list=PLltLLEOKWY3WYYplmiS0iKFGx7tHMrE3x

5. Звонок мошенника из банка об установке приложения:

https://youtu.be/tZNkXIzRxcE?list=PLltLLEOKWY3WYYplmiS0iKFGx7tHMrE3x

6. Фишинговые ссылки на сайты:

https://youtu.be/awfNy9MdOOQ?list=PLltLLEOKWY3WYYplmiS0iKFGx7tHMrE3x

Стартап – деятельность по организации и реализации нового бизнес-проекта, основанного на инновационных идеях, технологиях, способах продвижения или доставки товаров и услуг, ставящего своей целью создание повторяемой и масштабируемой модели ведения бизнеса. Стартап предполагает формирование проектной команды, подготовку бизнес-проекта и осуществление предпринимательской деятельности в течении трех лет с даты государственной регистрации.

Стартап-мероприятие – это мероприятие для физических лиц, осуществляющих подготовку бизнес-проектов стартапов, а также начинающих свою деятельность субъектов малого предпринимательства, предусматривающее обучение навыкам предпринимательской деятельности, поиск деловых партнеров и привлечение потенциальных инвесторов для финансирования бизнес-проектов стартапов.

Стартап-школа – цикл образовательных мероприятий, сочетающих в себе элементы тренингов, мастер-классов, семинаров и др. в различных комбинациях. Стартап-школа помогает инициаторам стартапов в создании бизнеса и способствует реализации перспективных бизнес-идей и проектов.

СтартапУикенд – некоммерческое мероприятие, предусматривающее публичную презентацию инициаторами стартапов своих бизнес-проектов потенциальным инвесторам и экспертам, результатом которого является формирование проектной команды и оформление бизнес-проектов стартапов, а также привлечение инвестиций.

ИнвестУикенд – некоммерческое мероприятие, деловой форум, результатом которого является доработка инициаторами стартапов своих бизнес-проектов и установления деловых контактов с потенциальными инвесторами/партнерами.

Mobile Lab – мероприятие, предусматривающее обучение, консультации, обмен опытом по организации стартапов в сфере информационных технологий.

Рецензионный совет – некоммерческое мероприятие по рассмотрению потенциальными инвесторами поступивших заявок на получение инвестиций для организации стартапов.

Экспертный совет – некоммерческое мероприятие по рассмотрению и анализу потенциальными инвесторами бизнес-проектов стартапов.

Воркшоп – некоммерческое промежуточное мероприятие для проектных команд, с участием потенциальных инвесторов, направленное на подготовку презентационных материалов по стартапам перед Презентационной сессией.

Презентационная сессия – некоммерческое мероприятие по изучению потенциальными инвесторами прошедших Экспертный совет бизнес-проектов стартапов.

Стартап-семинар – мероприятие по обучению проектных команд стартапов, включающее теоретические и (или) практические занятия по вопросам подготовки и реализации бизнес-проектов стартапов.

Мастер-класс – мероприятие, состоящее из теоретической части и индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков с участием специалиста в рассматриваемой сфере деятельности, предоставляющего возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками.

Стартапконсультация – услуга по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей начинающего предпринимателя, по вопросам создания и реализации бизнес-проекта стартапа.

Студенческий Стартап-слет – собрание учащихся и работников учреждений образования с участием специалистов в сфере бизнеса по вопросам разработки и реализации бизнес-проектов стартапов.

Стартап-биржа – мероприятие, предусматривающее обмен информацией между инициаторами стартапов и потенциальными инвесторами по вопросам стартапов, организации делового сотрудничества и формированию проектных команд.

Хакатон – мероприятие, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры, маркетологи) сообща работают над решением какой-либо проблемы или над созданием нового программного продукта. Кроме того, в течение хакатона проводятся мастер-классы и консультации экспертов и менторов. Цель — за ограниченный срок «с нуля» сделать работающий прототип программного продукта.

Startup Camp — мероприятие для инициаторов стартапов по установке деловых контактов с потенциальными инвесторами/партнерами.

Митап – встреча инициаторов стартапов, консультантов и экспертов в неформальной обстановке, проводимая с целью обмена информацией, опытом и планирования перспектив развития в рамках профессиональных интересов его участников по предварительно обозначенной теме.

Источник — http://www.vitinvest.by/node/4595

ЦПП ООО «Стартап Технологии»(г. Минск) 

alexey.shablovski@elab.by, info@startupweekend. by 

Контактное лицо: Шабловский Алексей (044) 587-57-81

 

ООО «Центр деловых коммуникаций «БЕЛБИЗ» (г. Минск) 

Контактное лицо: Хоменкова Анастасия (029)251-21-37

 

ЦПП ООО «Имагуру» 

Контактное лицо: Хоменкова Анастасия (029)251-21-37

 

ОО «Общество содействия инновационному бизнесу» (г. Минск) 

Контактное лицо: Герасимович Глеб (033) 634 48 35 

chairman@sibs.by

 

ОДО «Витебский бизнес-центр» (г. Витебск) 

Контактное лицо: Шур Леонид Михайлович (029) 713 83 94 

vitbiz@mail.ru

 

Гродненское областное учреждение финансовой поддержки предпринимателей (г. Гродно) 

230029, г . Гродно, ул. Мицкевича, 8 

Контактное лицо: Пономарев Александр Викторович (0152) 73 56 42

fin-fond@yandex.ru

 

УКП «Могилевский городской центр развития малого предпринимательства» (г. Могилев) 

Контактное лицо: Марченко Алексей Григорьевич (0222) 26 25 27, 23 09 21

mgcrmp2011@mail.ru

 

Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи»

Контактное лицо: Брага Элина Игоревна (017) 3270263

 

Инкубатор малого предпринимательства ООО «С нами будущее» 

Контактное лицо: Саевец Игорь Николаевич (017) 213 01 05, 

snamiteplee@mail.ru

 

ООО «Технопарк «Горки» 

Контактное лицо:Тимаев Андрей Анатольевич (029) 639 12 57, 

timaew@mail.ru

11

Инкубатор малого предпринимательства ПГ «Закон и порядок» 

Контактное лицо:Кейзеров Михаил Томович (212)66 05 30, 

zakoniporyadok.vit@gmail.com

 

ЧУО «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов «Бизнес школа ИПМ» 

Контактное лицо:Перунова Анна (029)115 42 16, 

perunova@ipm.by

 

УО «Полесский государственный университет» (г. Пинск) 

Контактное лицо: Кручинский Николай Генрихович (0165) 31 08 82

 

УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации» 

Контактное лицо: Трусевич Ирина Владимировна (0232) 40 65 69

 

ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий «БГУ 

Контактное лицо: Морозов Родион Игоревич 399 23 93,

morozov@sbmt.by

 

РИУП «Технопарк БНТУ «Политехник» (технопарк) 

Контактное лицо:Волкова Анастасия Руслановна (044) 712 08 38; (017) 235 56 29 

volkova@icm.by

 

ЗАО «Брестский научно-технологический парк» 

Контактное лицо: Макарук Дмитрий Георгиевич(0162) 5307 63

ceo@bntp.by

 

УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» 

Контактное лицо: Лапец Илона Вечеславовна (017) 294 68 02 

sbi@bsuir.by; bin@bsuir.by

 

УО «Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого» 

Контактные лица: по мероприятию № 37 Одарченко И.Б (0232) 40-35-84,i_odarchenko@gstu.by;

по мероприятию № 108Петришин Г.В. (0232) 40-08-87 petrishin@gstu.by 

по мероприятию № 221 Пархоменко Н.В. (0232) 46 07 01 

по мероприятию № 256 Новиков М.Н. (0232) 40-37-26 nominik@gstu.by

 

УО «Белорусский государственный технологический университет» ( г. Минск) 

Контактное лицо: Шишло Сергей Викторович (029) 509 53 27

 

УО «Белорусский государственный экономический универститет» 

Контактные лица: по мероприятию № 112 Шкуратова Т.Д. (017) 209 79 12

shkuratova@bseu.by; 

Морозевич О.А., (017) 209 79 67 smu@bseu.by

по мероприятию № 39 Быков А.А.(017) 209 79 92Bikov_A@bseu.by

 

УО «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова» 

Контактное лицо:Ясев В. В., Набокова Л. В. (0222) 28 42 05,  

oivr@msu.by

 

УО «Белорусский государственный университет» ( г.Минск) 

Контактное лицо: Марушко Дмитрий Александрович (017) 220-28-79, 

kaf@ecinf.by

 

УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина» 

Контактное лицо:Пантелеева Екатерина Васильевна (0162)21 66 86,

nis@brsu.brest.by

Цель:

1. Формирование представления о деньгах, как неотъемлемой части жизни.

2. Понимание основных принципов обращения с деньгами.

3. Формирование представлений о семейном бюджете, принципах его ведения, доходах и расходах.

4. Формирование понимания разницы между необходимыми тратами, и теми, от которых можно отказаться.

Ход классного часа:

1.Орг.момент. Сообщение темы и цели классного часа

2.Классный руководитель. Деньги — важнейшая часть современной жизни.(Слайд 1)

Финансовая грамотность — это знания об устройстве финансового рынка, финансовых институтах, инструментах, услугах и т. д., об их предназначении, функциях и отличии друг от друга. 

Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

Что мы знаем о деньгах? Их зарабатывают и тратят. Как зарабатывают? Как тратят? Сегодня мы с амии об этом поговорим. (Слайд 2)

Откуда берутся деньги

До возникновения денег практиковался простой обмен одного товара на другой, называемый бартером. Со временем роль денег стали выполнять различные ценные редкие вещи: ракушки, камни с дырками в середине, животные, шкуры, соль. (Слайд 3)

Постепенно роль денег перешла к металлам. Наиболее ценными считались золотые монеты, за ними шли серебряные, бронзовые и медные. (Слайд 4)

Впервые чеканить монеты начали в Древней Греции в VII-VIII вв. до н.э. В Китае в XII веке до н. э. изготавливали монеты с дырками в центре. Такие монеты обычно нанизывали на веревочку и в таком виде носили с собой, отправляясь за покупками. Спустя сто лет чеканить монеты начали и во многих городах Греции, Малой Азии, а также на юге Италии. В IX-X веках началась чеканка монет в Киевской Руси.

Название монет произошло от одного из эпитетов римской богини Юноны – Монета, т.е. советница, наставница. В Риме на Капитолийской холме был храм этой богини, где чеканили деньги, которые впоследствии стали называть монетами в ее честь.

Деньги из бумаги появились в Китае в 910 году нашей эры. Самые ранние в мире выпуски банкнот были осуществлены в Стокгольме в 1661 году. В XVIII веке банкноты получили широкое распространение в Европе, а к концу XIX века заняли господствующее положение во всем мире. В России первые бумажные деньги появились при Екатерине II (1769г.), которые имели покупную способность наравне с серебряными и медными монетами и назывались ассигнациями. (Слайд 5)

Классный руководитель. Теперь поиграем. Предложить учащимся угадать, что значит та или иная пословица.(Ответы учащихся)

§ Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Возможное объяснение: за деньги дружбу не купишь, а друзья всегда придут на помощь.

§ Не в деньгах счастье. Говорится, чтобы подчеркнуть, что одни только деньги не делают человека счастливым. А счастье за деньги, как и дружбу, купить нельзя.

§ Не с деньгами жить, а с добрыми людьми. Добрые, хорошие отношения между людьми ценятся дороже, чем деньги.

§ Нелегко деньги нажить, а легко прожитьЗарабатывать деньги всегда труднее, чем тратить.

§ Не все то золото, что блестит. Золото очень ярко блестит на солнце, но не всегда то, что выглядит броско, представляет реальную ценность. Можно быть скромным, тихим, но при этом обладать большими достоинствами. Например, помогать маме и не кричать об этом на каждом углу.

§ За спрос денег не берут. Не нужно бояться спрашивать, если чего-то не знаешь или в чем-то не уверен. Обязательно найдется тот, кто поможет решить вопрос абсолютно бесплатно.

§ Уговор дороже денег. Когда люди договорились о чем-то, очень важно исполнить договор. Если человек честный и отвечает за свои слова — его будут уважать. А если к своим обещаниям человек относится безответственно, то очень скоро он потеряет доверие окружающих.

§ Денежка любит счет, а хлеб — меру. Пословица говорит о том, что к деньгам и хлебу надо относиться бережливо и не тратить их неразумно, без счета. Объясните ребенку, что для русского человека испокон веков самой главной едой был хлеб (Хлеб – всему голова), поэтому бережно относиться нужно не только к деньгам, но и к пище. (Слайд 6)

В каждом государстве принята своя национальная денежная единица. В мире насчитывается не более десятка полностью конвертируемых валют, среди которых самые популярные: английский фунт стерлингов, доллар США, японская иена, французский франк.

В мае 1992 года на территории Беларуси были введены в обращение расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь. В мае 1994 года постановлением Национального банка Республики Беларусь единственным платежным средством на территории Беларуси признан белорусский рубль, а в налично–денежном обороте – банкноты, именуемые расчетными билетами.

Ребята, а кто знает, что изображено на белорусских деньгах? (ответы учащихся)

Банкнота номиналом 5 рублей

На лицевой  стороне банкноты  изображена  Белая (Каменецкая) вежа, расположенная  в г. Каменце  Брестской области,  на оборотной – коллаж, посвященный  первым славянским поселениям  (фрагмент кожаного пояса, деревянное колесо, изображение древнего детинца «Берестье»).

Банкнота номиналом 10 рублей

На лицевой стороне банкноты изображена Спасо-Преображенская церковь, расположенная в г. Полоцке Витебской области, на оборотной – коллаж, посвященный просветительству и книгопечатанию (книги, знак Франциска Скорины, крест Евфросинии Полоцкой, фрагмент орнамента). (Слайд 7)

Банкнота номиналом 20 рублей

На лицевой стороне банкноты изображен дворец Румянцевых и Паскевичей в г. Гомеле, на оборотной – коллаж, посвященный теме духовности (колокол, Туровское Евангелие, древний город Туров, фрагменты резьбы).

Банкнота номиналом 50 рублей

На лицевой стороне банкноты изображен Мирский замок, расположенный в г. п. Мир Гродненской области, на оборотной – коллаж, посвященный теме искусства (лира и лавровые ветви, перо, бумага, нотный стан). (Слайд8)

Банкнота номиналом 100 рублей

На лицевой стороне банкноты изображен замок  Радзивиллов, расположенный в г. Несвиже Минской области, на оборотной – коллаж, посвященный теме театра и народных праздников (скрипка, бубен, жалейка и символы народных праздников: «Калядная зорка», коза, театр «Батлейка»).

Банкнота номиналом 200 рублей

На лицевой стороне банкноты изображен Могилевский областной художественный музей им. П.В. Масленикова, на оборотной – коллаж, посвященный теме ремесла и градостроительства (золотой ключ и печать г. Могилева, кафля (печной изразец), фрагменты кованой решетки).

Банкнота номиналом 500 рублей

На лицевой стороне банкноты изображена Национальная библиотека Республики Беларусь, расположенная в Минске, на оборотной – коллаж, посвященный теме литературы (перо, чернильница, обложки книг, лист папоротника). (Слайд 9)

Классный руководитель. Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей.

К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее? (Слайд 10)

Необходимые и желаемые траты (Слайд 11)

Классный руководитель. Все наши траты мы можем разделить на две части: необходимые и желаемые. Необходимые — это те траты, без которых никак нельзя обойтись: еда, вода, жилье и др. Желаемые траты — то, без чего обойтись можно, но что мы очень хотим купить. (Слайд 12)

Каждый раз, когда мы собираемся потратить деньги, нужно помнить о необходимых тратах и желаемых. Мы оплатили жилье и коммунальные услуги, телефоны, интернет, купили проездные билеты на автобус, отложили деньги на покупку продуктов на месяц. Остались ли у нашей семьи еще деньги? Если остались, то можем думать о походе в кино или покупке новой компьютерной игры. А если не остались, то исполнение желаний придется немного отложить. Получается, что… …купить все не всегда возможно?  (Слайд 13)

Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги дарят на день рождения, я предлагаю вам прочитать советы и прокомментировать их. (Слайд 14)

13 советов управления деньгами для детей:

1.Старайтпесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Будьте аккуратными в трате денег , старайтесь не растратиться.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.

6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому-же, за меньшие деньги.

7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. так вы сможете накопить сбережения.

8.Купите игру Монополия (или аналог) и регулярно играйте в неё, это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

10. Старайтесь не «брать взаймы». нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги.

11. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.

12. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.

13. Что такое регулярные платежи? (комуслуги, телефон, интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно. Закрепление .Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег:«Лучше полезть в карман за словом, чем за деньгами» (В. Брынцалов),

«Деньги должны оборачиваться. Чем быстрее тратишь, тем быстрее получаешь» (П. Капица). «Деньгами надо управлять, а не служить им»

Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что «копейка рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому, что «деньги должны работать».

И у того, и у другого подхода к распоряжению деньгами есть свои плюсы и минусы. (Слайд 15)

Подведение итогов. Рефлексия.

 

Литература:

1.http://www.nbrb.by/today/finliteracy/pdf/telegraf/roditelja_o_finansah.pdf

2. http://www.nbrb.by/today/finliteracy/pdf/azbuka/azbuka_full.pdf

3. http://www.nbrb.by/coinsbanknotes/banknotes/outofcircl

http://moneykids.ru/education/course1/lesson2/?LESSON_PATH=1.2