1. Подготовка к централизованному экзамену (ЦЭ)

Централизованный экзамен — это форма итоговой аттестации для выпускников, которая была введена два года назад. Это экзамен за курс средней школы в форме теста. По каждому учебному предмету своя специфика теста. Но уже два года тест состоит из укороченной части А, где нужно выбрать вариант ответа и более длинной части В, где нужно решить задания, пользуясь имеющимися предметными знаниями, а потом выполнить задание, применив аналитические умения что позволяет более глубоко проверить уровень подготовки учащихся и их умение применять знания на практике.

Чем отличается ЦЭ от ЦТ?

  • Результаты . Результаты ЦЭ учитываются и при выставлении итоговой отметки в аттестат и при поступлении в ВУЗ. Результаты ЦТ учитываются только при поступлении в ВУЗ. Баллы (0-100), полученные на ЦЭ переводятся при помощи специальной шкалы в отметку по 10-бальной системе. Шкалы для разных предметов отличаются. Например, если учащийся заработал на ЦЭ «40» баллов, то по русскому языку он получит отметку «6»; по английскому языку – «7», по физике – «5», по математике – «6». Поэтому нужно принимать взвешенное решение при выборе предметов для ЦЭ.
  • Сложность. Одинаковая.
  • Сроки проведения . ЦЭ проводится в конце учебного года18 августа 2025 г. (предмет на выбор) и 20 августа 2025 г. (белорусский/русский языки),а ЦТ — через несколько дней после окончания учебного года. Выбрать русский или белорусский язык на ЦТ нельзя.
  1. Правила поступления в ВУЗы Республики Беларусь

Для того, чтобы абитуриенты могли успешно поступить в ВУЗ, существует несколько общих правил, которые важно учитывать:

  1. ЦЭ и ЦТ . Абитуриенты должны сдать ЦЭ по двум предметам и одно ЦТ.
  2. Выбор предметов . Поступающие выбирают предметы в зависимости от направления их будущей специальности.
  3. Подача документов . После получения результатов ЦЭ и ЦТ абитуриенты вносят документы в выбранный ВУЗ. Только в один. У разных ВУЗов разные правила: конкурс по специальности; по группе специальностей, по приоритетам.
  4. Проходные баллы . Чтобы поступить на бюджетное место, необходимо набрать достаточное количество баллов.
  5. Дополнительные испытания . В некоторые ВУЗы .требуются дополнительные испытания: творческие, психологическое тестирование, расширенная медкомиссия.
  6. Целевое поступление . Целевой набор позволяет поступить на бюджетные места при наличии договора с предприятием.
  7. Льготы . Льготы есть у победителейпредметных олимпиад, медалистов.
  1. Олимпиада от вузов

С прошлого годя практически все региональные ВУЗы организуют свои олимпиады. Призовые места на этих олимпиадах могут дать вашим детям возможность поступить в ВУЗ задолго до начала приёмной компании.

  1. Детский технопарк и его роль

Еще одна отличная возможность для ваших детей — Национальный Детский Технопарк . Это уникальная образовательная платформа, которая помогает школьникам развивать научные и технические навыки. В Детском технопарке ребята могут разрабатывать проекты под руководством преподавателей и участвовать в различных конкурсах.

Как Детский технопарк помогает при поступлении?

  • Участие в олимпиадах . Ученики технопарка активно участвуют в предметных и технических олимпиадах, получая льготы при поступлении в ВУЗы.
  • Проектная работа . В технопарке школьники разрабатывают исследовательские проекты, которые могут реализовать идеи республиканских и международных конкурсов.
  • Контакты с вузами . Технопарк активно сотрудничает с ведущими вузами страны, что дает детям возможность работать с преподавателями и знакомиться с современным оборудованием.
  • Мастер-классы и лекции . Школьники могут посетить лекции и мастер-классы от экспертов, которые помогут им подготовиться к будущему образованию в университетах.
  1. Как школа поддерживает подготовку к экзаменам

Мы, как школа, активно помогаем вашим детям подготовиться к централизованному экзамену, и поступлению в ВУЗ:

  • Дополнительные занятия по подготовке к ЦЭ и ЦТ . Учителя помогают ученикам разбирать трудные темы, учатрешать типовые тестовые задания.
  • Репетиционное тестирование.

1-й этап — октябрь-декабрь
2-й этап — январь-февраль
3-й этап — март-апрель

  • Срез-тесты. Низкая стоимость, задания приближены к ЦЭ/ЦТ.
  • Подготовка к олимпиадам . Мы помогаем ученикам готовиться к предметным олимпиадам, предоставляя им дополнительные возможности для развития.
  • Индивидуальная работа .проводятся занятия и консультации.

Заключение

Подготовка к выпускным экзаменам и поступление в учебное заведение — это серьёзный и ответственный этап. Наша школа делает всё возможное, чтобы помочь каждому ученику, и мы всегда готовы поддержать их на этом пути. Очень важно, чтобы вы, уважаемые родители, были активными участниками этого процесса и поддерживали своих детей, тесно сотрудничая со школой.

Первый способ — усиленное изучение того предмета, по которому предстоит тестироваться: чтение учебного материала, обсуждение его с опытными педагогами, выполнение самостоятельных работ, то есть добросовестно изучать предмет в учреждении образования и на дополнительных занятиях.  Без минимальных знаний не будет положительной оценки, не рассчитывайте на случай или удачу (это не спортлото).

 Второй способ улучшения тестового балла. Это основательное знакомство с процессом тестирования. Если вы знакомы с процедурой устного экзамена, потренировались в оформлении сочинения, то ваши результаты на экзамене от этой подготовки обязательно улучшатся. Это справедливо и для тестирования.

 Статистика доказывает, что люди, хорошо знакомые с процедурой тестирования, показывают стабильно более высокие результаты, чем неопытные испытуемые.

 Правильная, рассчитанная до мелочей многомесячная подготовка и тренировка в выполнении тестов позволяет повысить тестовый балл на целых 10 очков по 100-балльной шкале. Это дает возможность абитуриенту, прошедшему подобную подготовку уверенно идти на централизованное тестирование.

Подобную тренировку Вы можете пройти на репетиционном тестировании!

Для того чтобы улучшить тестовый балл, прежде всего надо избавиться от страха перед тестами.

Одна из причин тестофобии — страха перед тестами — известна точно. Она основывается на представлении, что результат по тесту — что-то вроде «пожизненного диагноза» или приговора. Но это ошибочное представление! Особенно  по отношению к тестам, измеряющим достижения, в частности, к тестам на общеобразовательные знания: чем раньше выявлены пробелы, чем объективнее их оценка, тем скорее можно приступить к их целенаправленному устранению.

Существуют реальные способы повысить тестовый балл. Причем значительно!

Первый из этих способов — усиленное изучение того предмета, по которому предстоит тестироваться: чтение учебного материала, обсуждение его с опытными наставниками, выполнение самостоятельных работ, т.е. весь комплекс необходимой учебной работы. В общем, добросовестно изучать предмет в школе и на дополнительных занятиях.

Второй способ улучшения тестового балла — это основательное знакомство с процессом тестирования. Если вы знакомы с процедурой устного экзамена, потренировались в оформлении сочинения или доказательстве теоремы, то ваши результаты на экзамене от этой подготовки обязательно улучшатся.

Приведем несколько наиболее прямых и универсальных рецептов стратегии подготовки к тестам и тактики их выполнения. Данные рецепты сформулированы в стиле советов опытного тренера ученикам.

Тренируйтесь! Перед официальным соревнованием, централизованным тестированием, следует выполнять как можно больше опубликованных тестов просто ради тренировки. Нельзя научиться хорошо решать тесты, не выполняя их, подменяя эту практику другими видами контроля и самоконтроля. Эти тренировки не только приводят к знакомству с типовыми конструкциями тестовых заданий, но и дают вам  другой многообразный опыт — самонаблюдения и оптимальной саморегуляции времени тестирования.

Торопитесь! Тренируйтесь с секундомером в руках. Засекайте время тестов, ограничивайте его. Без подобных ограничений, заставляющих работать в максимально быстром темпе, без имитации соревновательной ситуации, смоделировать тот стресс (напряжение), который вызывает любое тестирование, достаточно сложно.

Пробуйте! В тренировках применяйте правильную тактику, т. е. следуйте рекомендациям, как правильно решать отдельное задание или тест в целом. Например, не следует дважды перечитывать инструкцию, а нужно сразу познакомиться с вариантами ответов. Тогда содержание ответов прояснит вам, что же именно требуется в инструкции к данному заданию. Это конкретный пример тактики, которую следует испробовать. Ее можно освоить и эффективно применять, только активно тренируясь в тестировании.

Пропускайте! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тесте всегда найдутся такие, с которыми вы обязательно справитесь, глупо недобрать очков только потому, что вы не добрались до «своих» заданий, застряв на тех, учебный материал которых вам не известен или плохо изучен.

Исключайте! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный ответ, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет концентрировать внимание всего на одном-двух признаках (а это легко), а не сразу на пяти-семи (что гораздо труднее).

Сокращайте выбор! Если несколько ответов (1—2) из четырех или пяти вариантов кажутся вам совершенно неподходящими, а остальные — подходящими с равной вероятностью, то в этом случае верным будет не пропускать это задание, а стараться выбрать ответ из остальных. Путем такой тактики вы получите больше очков.

Думайте только о текущем задании! Когда вы видите новое задание (вопрос), забывайте все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы применили в одном (уже решенном вами), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить другое задание. Эта установка дает вам и другой бесценный психологический эффект — забудьте о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось вам не по зубам). Думайте о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки.

Читайте задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что вы будете стараться понять условия задания по «первым словам» и достраивать концовки в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки (в самых легких вопросах).

Не огорчайтесь! В любом профессионально подготовленном тесте немало заданий, с которыми вы просто не должны справиться (так запланировано), более того, никто или почти никто не должен выполнить все 100 % заданий! Поэтому нет смысла расплескивать эмоциональную энергию на преждевременную досаду. Даже если вам кажется, что вы допустили слишком много ошибок и просто завалили тест, помните, что очень часто такое ощущение ложно: при сравнении ваших результатов с остальными может выясниться, что другие допустили еще больше ошибок. В

Запланируйте два круга! Спланируйте среднее время на каждое задание таким образом, чтобы за две трети (максимум три четверти) сеанса пройти все задания по «первому кругу». Тогда вы успеете набрать максимум очков на легких для вас («своих») заданиях, а потом сможете подумать и добрать что-то на трудных, которые вам вначале пришлось пропустить.

 Организация самоподготовки к централизованному тестированию

Рекомендации по прохождению централизованного тестирования  (Из материалов пособия «Централизованное тестирование: Инструкции. Рекомендации. Тесты» УО «Республиканский институт контроля знаний»)

·                    Начиная подготовку к централизованному тестированию, полезно составить план. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета. Конечно, хорошо начинать — пока не устали, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего.

·                    Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 мин. занятий, затем 10 мин. — перерыв.

·                    Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа.

·                    В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

·                    При подготовке к централизованному тестированию полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге делает ответ четким, точным, позволяет выделить главное, что важно при кратком ответе или ответе на тест.

·                    Ответы на наиболее трудные вопросы мы рекомендуем давать полные, развернутые, рассказать маме, другу — любому, кто может выслушать. Концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

·                    Если в какой-то момент подготовки к тестированию вам начинает казаться, что это выучить невозможно, и вы никогда не сможете запомнить все, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь, и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал.

·                    Обязательно решайте задачи (по математике, физике, химии), выполняйте грамматические разборы предложений, слов (по русскому, белорусскому языкам) — в общем, научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действий и рассуждений.

·                    Накануне тестирования. Оставьте один день перед тестированием на то, чтобы повторить все планы ответов. Не повторяйте материал по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзамене. Каждый раз, прежде чем рассказать материал, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось хорошо и быстро, то можете не рассказывать — этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение.

·                    Черновик  надо использовать экономно, чтобы хватило бумаги. Все, что можно, вычисляйте в уме. Времени будет достаточно. Еще раз представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти на успешном тестировании.

·                    Накануне экзамена не надо переутомляться. С вечера перестаньте готовиться. Прогуляйтесь. Лягте спать раньше обычного времени, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением здоровья, силы. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой надо уметь за себя постоять. К сказанному ранее добавим еще несколько полезных советов.

 Некоторые особенности запоминания:

1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.

5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумнее начинать с большего.

6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

 Условия поддержания работоспособности:

1. Чередование умственного и физического труда.

2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.

3. Бережное отношение к зрению (во время перерыва каждые 20—30 мин. отвести взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).

4. Минимум телевизионных передач!

 Как вести себя на тестировании

1. После получения бланка ответов точно и аккуратно заполните область регистрации во избежание ошибок, которые существенно затруднят работу операторов и скажутся на ваших результатах.

2. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению педагогического теста.

3. Не отвлекайтесь на посторонние факторы, помните, самое дорогое на централизованном тестировании — это время.

 

1.   Организация рабочего места

            В первую очередь создай себе обстановку, в которой ты сможешь сконцентрироваться. Не будь наивным, думая, что ты сможешь сосредоточиться на материале экзамена, сидя в кафетерии, окруженный друзьями или растянувшись на кровати в общежитии, в то время, как у твоего соседа по комнате – гости.

            Тебе необходимы:

Тихое место с минимумом зрительных раздражителей;

Рабочее место с хорошим освещением;

Достаточно большая рабочая поверхность, чтобы на ней могли уместиться твои книги, бумаги.

 2.                    Распределение учебного времени

Раздели свой день на части: 8 часов должен занимать сон (не меньше!), 8 – учение, 8 – отдых. Распредели материал, который необходимо повторить к экзамену, по дням так, чтобы он шел в логической последовательности.

Планируй заниматься сразу по 30 – 45 минут, т. к. работать короткими, по 10 – 15 минут, рывками – значит работать неэффективно. Обязательно делай перерыв каждые час – полтора. Если ты попробуешь работать дольше и без перерыва, твои сосредоточенность и эффективность будут снижены.

3.        Возможно, у тебя сложилось довольно правильное представление о своем ритме – ты знаешь, в какой половине дня или вечера тебе работается лучше всего и когда у тебя упадок сил. Старайся поставить время для повторение наиболее сложного материала именно в пик работоспособности.

 4.                    Использование всех органов чувств

Когда ты запоминаешь или повторяешь материал, лучше читай его вслух, а не про себя, потому что в этом случае ты не только видишь слова, но и слышишь их, и одно восприятие усиливает другое.

5.  Выбор времени.

Если перед экзаменом ты хочешь повторить много дат или географических названий, то лучше поработать над ними перед сном, т. к. люди имеют тенденцию запоминать подобную информацию именно в это время.

6. Успокоение нервов

Перед экзаменом необходимо хорошо выспаться. Если ты плохо спишь или тебя беспокоят мысли о предстоящем экзамене и ты не можешь заснуть, выпей перед сном успокаивающий травяной чай, несколько капель настойки пустырника. Не помешает и прогулка перед сном на свежем воздухе.

 7. Конечно, лучший способ не нервничать во время экзамена – это быть хорошо подготовленным. Но часто даже этого недостаточно, чтобы успокоить нервы.

— Возможно, твое первое побуждение – это попытаться быстро повторить все свои записи или попросить конспекты у одногруппников на случай, если у них есть материал, которого нет у тебя. Не впадай в эту спешку, потому что это наверняка принесет больше вреда, чем пользы.

  _  Если есть кое-что, чего ты не знал за пять минут перед экзаменом, то сейчас ты не сможешь выучить все так, чтобы это помогло тебе во время экзамена. Наоборот, ты скорее собьешь себя с толку дополнительными фактами, которые не сможешь соотнести с тем, что ты действительно знаешь.

8. Когда билет у тебя на столе, прочитай содержание всех вопросов перед тем, как отвечать на любой из них. После этого ты сможешь оценить, сколько времени тебе потребуется для ответа на каждый вопрос, задание. Иначе ты можешь потратить три четверти времени на первые два вопроса и не оставить достаточно времени на последний.

—   Сначала ответь на те вопросы, которые знаешь.

—  Ответ лучше оформлять в виде развернутого плана, которым тебе будет удобно пользоваться при ответе перед экзаменатором.

— …вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного, не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии ли, из разговора с родителями или друзьями либо из энциклопедии. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе или прочитанного. А можно сделать и так. Разделите лист бумаги на две части. На левой напишите, например: «Что я знаю» (или просто поставьте «+»), на правой — «Что мне неизвестно» (или «-»). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа — правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правой записывайте вопросы, «дыры», пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили. В конце подготовки обязательно составьте план ответа: лучше ответить не все, но то, что вы знаете, изложить четко и логично, чем как бы сказать все, но делать это хаотично, начиная говорить об одном, потом вдруг переходя к другому, возвращаясь к тому, что забыл, и т. п.;

— …вообще ничего не знаете, не говорите об этом экзаменатору, а говорите что-нибудь, например: «Прежде, чем рассказать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще…» Хотя, конечно же, лучше играть по правилам;

— …на полуслове вы забыли, о чем надо говорить. Прежде всего не «теряйте голову». Сохраните спокойствие, хотя бы внешнее — такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так — смело продолжайте ответ. Если нет — посмотрите на листок, который вы написали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать следующий пункт плана (даже если вам только кажется, что этот пункт следующий). Потом в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что пропустили;

— …вы уже почти кончили отвечать, и тут-то, наконец, вспомнили, о чем хотели сказать, когда «потеряли мысль», или о чем забыли сказать. Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: «Да, я еще забыл сказать о …» Говорите, например, так: «Вернемся к (название пункта плана). Я хотел бы добавить…» или так: «Кроме того, надо сказать, что …», «Следует подчеркнуть»;

— …вас не слушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счет. Продолжайте ответ, как если бы вы этого не заметили;

— …экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить или, еще хуже, «кидают» неприятные реплики. Кажется, что все сговорились вас завалить. Отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на точном ответе. Отвечайте четко и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное — сохранить чувство собственного достоинства и с достоинством держаться;

— …вы оговорились, и все стали смеяться. Не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы — дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми — и все. Если же оговорку кроме вас вообще никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло;

— …вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного;

— …вы ошиблись. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если же не уверены, правилен ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок! Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваиваемом материале;

— …вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали. Не вступайте в спор, не доказывайте. Во время вступительных экзаменов воспользуйтесь правом на апелляцию.

И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора — пусть оно не покидает вас и во время экзамена.

Президент Беларуси Александр Лукашенко утвердил Правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, а также Правила приема лиц для получения среднего специального образования. Глава государства подписал соответствующий Указ № 23.

Правила приема разработаны с учетом новой редакции Кодекса Беларуси об образовании и в целом сохраняют сложившуюся систему приема в учебные учреждения, обеспечивают соблюдение разумного баланса интересов госорганов, организаций — заказчиков кадров, учреждений образования, абитуриентов и их родителей. Они также направлены на предотвращение оттока абитуриентов в сопредельные страны, повышение конкурентоспособности учреждений профессионального образования республики и качества отбора наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов.

Указ вступает в силу поэтапно.

С 2022 года начнут предоставляться льготы при поступлении в учреждения высшего образования выпускникам классов спортивно-педагогической и военно-патриотической направленности, детям военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших) или ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей, лицам, сдавшим Единый государственный экзамен в России (при поступлении на платную форму обучения).

В 2023 году в силу вступят нормы об увеличении в учреждениях высшего образования процента бюджетных мест на условиях целевой подготовки специалистов по сельскохозяйственным специальностям — до 70% от контрольных цифр приема, по медицинским — до 80%, по иным специальностям — до 60%. При этом расширяется сфера применения целевой подготовки для организаций, расположенных не только в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, но и в иных населенных пунктах.

С нового года при поступлении в учреждения высшего образования закрепляется возможность для выпускников школ поступления в вузы по сертификатам централизованного экзамена. Порядок его проведения будет утвержден Министерством образования. Кроме того, будет расширен перечень лиц, имеющих льготы при поступлении в вузы. В частности, льготами смогут воспользоваться победители университетских олимпиад и отдельные участники заключительного этапа республиканской олимпиады, лица, прошедшие обучение в Национальном детском технопарке.

Со следующего года вводятся дополнительные вступительные испытания для поступающих на специальности, требующие особых управленческих и практических навыков, необходимость наличия стажа работы для получения образования в заочной и вечерней формах.

При поступлении в учреждения среднего специального образования зачисление абитуриентов будет осуществляться по конкурсу среднего балла документа об образовании. https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-23-ot-27-yanvarya-2022-g

Учреждение образования

Ф.И.О.

 директора

Адрес, телефон учебного заведения

Гомельский государственный профессионально-технический колледж машиностроения

Козлов Геннадий Васильевич

246018, г.Гомель,

пр-т Космонавтов, 19

т.54 39 13

Гомельский государственный профессионально-технический колледж кулинарии

Шепелевич

Владислав Вячеславович

246007, г.Гомель, ул.Федюнинского, 2

т.68 37 83

Гомельский государственный профессионально-технический колледж электротехники

Зеленский

Михаил Эдуардович

246007, г.Гомель,

ул.Федюнинского, 6

т.68 41 62

Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов

Алексеенко

Елена Алексеевна

246025, г.Гомель,

ул. 8-я Иногородняя, 7                

т.54 34 23

Гомельский государственный профессионально-технический колледж бытового обслуживания

Гурин

Александр Леонидович

246007, г.Гомель, ул.Федюнинского,2

т.683379

Жлобинский государственный профессионально-технический колледж

Алейник

Николай Викторович

247210, г.Жлобин, ул.Ленинградская, 2

т.(0234) 2 19 03

Рогачевский государственный профессионально-технический колледж строителей

Рыжевский

Степан Романович

247673, г.Рогачев, ул.Ленина, 27

т.(02339) 4 17 53

Гомельский государственный профессиональный лицей речного флота

Ломач

Василий  Николаевич

246022, г.Гомель, ул.Кирова,32

т.77 46 63

Гомельский государственный профессиональный аграрно-технический лицей

Кашунин

Григорий Геннадиевич

246029, г.Гомель, ул.Волгоградская, 12

т.48 53 49

Гомельский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта

Турович

Владимир Станиславович

246028, г.Гомель, ул.Кирова,131

т.95 28 26

 

 

 

Гомельский государственный профессиональный лицей строителей

Коноплицкий

Сергей Георгиевич

246032, г.Гомель, ул.Малайчука,10

т.60 52 93

Гомельский государственный профессиональный лицей машиностроения

Горленко

Александр Александрович

246029, г.Гомель, пр-т Октября, 42

т.48 06 02

Гомельский государственный профессиональный политехнический лицей

Пильщиков

Вячеслав Николаевич

246018, г.Гомель,

ул Я.Коласа, 6

т.54 69 82

Гомельский государственный профессиональный лицей приборостроения

Прокопенко

Михаил Иванович

246015, г.Гомель, ул.Лепешинского, 5

т.68 25 03

Гомельский государственный профессиональный лицей торговли

Якубенко

Алексей Петрович

246028, г.Гомель, ул.Ландышева, 59

т.57 15 98

Гомельский государственный профессиональный лицей легкой промышленности

Рассафонова

Ольга Леонидовна

246027, г.Гомель, ул.Лазурная, 26

т.45 84 24

Добрушский государственный профессиональный политехнический лицей

Василевич

Сергей Вячеславович

247050, г.Добруш, ул.Набережная, 4

т.(0233) 7 64 02

Светлогорский государственный профессиональный лицей химиков

Алексеев

Андрей Миронович

247400, г.Светлогорск, пр.Ленина,4

т.(02342) 7 02 04

Мозырский государственный профессиональный лицей геологии

Тетерин

Сергей Михайлович

247760, г.Мозырь, бульвар Дружбы, 1

т.(02351) 5 39 04

Мозырский государственный профессиональный лицей строителей

Семеницкий

Сергей  Адамович

247760, г.Мозырь, ул.Интернациональ-ная, 188

т.(02351) 5 03 75

Мозырский государственный профессиональный лицей № 2 строителей

Кебец

Александр Александрович

247760, г.Мозырь, ул.Чапаева, 50

т.(02351) 2 05 50

Жлобинский государственный профессиональный лицей сферы обслуживания

Михальцов

Леонид Александрович

247210, г.Жлобин, Красный проезд, 4

т.(02334) 4 71 55

Рогачевский государственный профессиональный лицей приборостроения

Омелюсик

Александр Яковлевич

247672, г.Рогачев, ул.Гоголя, 55

т.(02339) 3 97 18

Наровлянский государственный профессиональный лицей

Предченко

Виктор Николаевич

247802, г.Наровля, ул.Макаренко, 2

т.(02355) 2 29 00

 

Речицкий государственный профессиональный аграрно-технический лицей

Гутников

Александр Владимирович

247520, Речицкий

 р-н, п/о Озерщина, ул.Фрунзе, 41

т.(02340) 7 51 08

 

Костюковский государственный аграрно-технический профессиональный лицей

Гришан

Юрий Григорьевич

247045, р.п.Костюковка, Гомельская обл., ул.Гомельская, 115

т.97 15 98

Октябрьский государственный профессиональный лицей

Жуковский

Юлиан Николаевич

247300, г.п.Октябрьский, ул.Бумажкова, 5

т.(02357) 5 33 91

Житковичский государственный профессиональный лицей

Ильеня

Наталья Александровна

247960, г.Житковичи, учебный городок,1

т.(02353) 7 44 65

Хойникский государственный профессиональный лицей

Анисковец

Валентин Михайлович

247600, г.Хойники, ул.Колесника, 2а

т.(02346) 3 38 00

Калинковичский государственный профессиональный аграрно-технический лицей

Федорук

Николай Лазаревич

247710, г.Калинковичи, ул.50лет Октября, 91

т.(2345) 3 63 72

Приборский государственный профессиональный аграрно-технический лицей

Лапицкий

Александр Иванович

247030, Гомельский р-н, н.п.Прибор, ул.Мира, 1

т.93 82 48

Чечерский государственный профессиональный лицей

 

 

247152, г.Чечерск, ул.Крестьянская, 8

т.(02332) 3 17 39

Лельчицкий государственный профессиональный лицей

Малюк

Сергей Антонович

247840,

г.п. Лельчицы, ул.Советская, 103

т.(02356) 5 06 56

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора — у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок «юный физик» и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.

Если это так, то ты — счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит — это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «как бы нравится» история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься — потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок — во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь. Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» — например, корректору важно внимание, художнику — образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха. Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен — тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: «Какой я?», «Кто я в этом мире?», «Зачем я живу?». Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь — скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек — не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы «застенчив». Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное — интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика — ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности — как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы — это ее название…

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии — а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).

 1. Составить список подходящих профессий

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составить перечень требований выбираемой профессии

Составьте список своих требований:

выбираемая профессия и будущий род занятий;

выбираемая профессия и жизненные ценности;

выбираемая профессия и жизненные цели;

выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;

выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

желательный уровень профессиональной подготовки;

выбираемая профессия и мои склонности и способности;

желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей…

 2. Бытующие мнения о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться — но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) «модной», но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций… 

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.

Чувство группы, ориентация на сверстников — очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа «Я» и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей — и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он — рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

 4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика — это не значит, что тебе нравится физика сама по себе). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира — спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены — они не все такие.

 5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

А журналисты не всегда выступают в телепередачах — чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей — прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

 6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

 7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно во все сферы деятельности — вплоть до животноводства).

 8. Неумение, нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов — активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

 9. Незнание, недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

Таких профессий немного и к ним относятся, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики — сердце…

 10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

Поступление на педагогические специальности

Наиболее востребованные экономикой специальности

О вопросах зачисления отдельных категорий абитуриентов