Дата открытия музея Боевой и Трудовой Славы – 1987 год на основании Постановления педагогического совета Средней школы № 10 от 12.11.1985 года.
Площадь музея – 72 кв.м.
Научно вспомогательный фонд 501. Основной фонд – 807 единиц
В экспозицию музея входят:
Великая Отечественная война
«Афганистан болит в моей душе…»
Белорусский металлургический завод
При создании музея проводилась поисково-исследовательская работа:
По изучению научно-документальной, исторической и художественной литературы.
Организация и проведение вечеров памяти, уроков мужества
Посещение памятников и мест захоронения времени второй мировой войны в г. Жлобине и районе.
Разработка сценариев мероприятий, посвященных Дню Победы, Дню вывода войск из Афганистана (15 февраля), Дню Защитника Отечества (23 февраля).
Проведение тематических экскурсий.
Сотрудничество с зональным архивом г. Жлобина и городским музеем. Также в школе проводится научно-просветительная работа:
Написание рефератов к научно-практическим конференциям
Подготовка книжных выставок
Организация и проведение вечеров афганской песни «Время раны не лечит»
Проведение уроков истории в 9 и 11 классах, факультативных занятий
Организация встреч с ветеранами, воинами-интернационалистами, интересными людьми Жлобина.
Задачи музея:
изучение и осмысление истории страны в целях развития интеллектуальных, моральных, культурных и творческих возможностей учащихся, воспитания у них национального самосознания.
охрана и пропаганда памятников истории, культуры, родного края.
проведение культурно-просветительской работы среди школьников, родителей.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Музей учреждения образования — структурное подразделение Государственного учреждения образования «Средняя школа №10 г.Жлобина».
1.2. Музей выполняет следующие задачи:
— создание условий для гражданского,
патриотического и духовно-морального воспитания учащихся;
— приобретение практических навыков поисковой, исследовательской, фондовой, экспозиционной и экскурсионной деятельности.
1.3. Основные функции музея:
— использование музейных предметов и музейных коллекций в образовательном процессе;
— комплектование и учёт музейных фондов;
— обеспечение сохранности историко-культурных ценностей Жлобинщины;
— организация поисково-исследовательской деятельности с целью изучения истории родного края;
— организация культурно-просветительской и общественно-массовой работы среди учащихся.
1.4. Музей в своей деятельности опирается на Кодекс РБ об образовании, Кодекс РБ о культуре, Положение об учреждении общего среднего образования и другие законодательные акты РБ.
1.5. Музей осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями, учреждениями системы образования и культуры, государственными и общественными организациями.
1.6. Местонахождение, почтовый адрес музея: 247210, Республика Беларусь, Гомельская область, г.Жлобин, д 43
тел.8-02334-2 63 23
электронная почта sh10@zhlobinedu.by
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
2.1. Музей создаётся, реорганизуется, прекращает свою деятельность в соответствии с уставом учреждения образования на основании приказа директора школы согласно заключению уполномоченной комиссии;
2.2. Обязательными условиями для открытия музея является наличие :
• концепции развития музея;
• предметов музейного значения (не менее 100 предметов ОФ) ;
• Отдельного помещения (S72 м²) и оборудования.
2.3. Общее руководство деятельностью музея осуществляет директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, непосредственную практическую деятельность осуществляет педагогический работник (далее — руководитель музея), который назначается приказом директора.
2.4. Музей организовывает свою деятельнсть согласно концепции развития музея и годовому плану учреждения образования.
2.4.1. Работа музея организуется на основе самоуправления. Руководит ею Совет музея. В состав Совета входят учащиеся и педагогические работники.
2.4.2. Совет музея на своих заседаниях решает вопросы включения предметов в фонды музея, составляет план работы, обсуждает основные вопросы деятельности музея.
2.4.3. Работа актива музея организована по группам: поисковая, фондовая, группа экскурсоводов и журналистики.
2.5. Музей классифицируется относительно профиля. Музей Боевой и Трудовой Славы СШ №10 г.Жлобина относится к историческому профилю.
ГЛАВА 3. КОМПЛЕКТОВАНИЕ И УЧЁТ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ
3.1. Музейный фонд — совокупность музейных предметов, научно — вспомогательных и подлинных музейных предметов, которые постоянно хранятся в музее. Музейный фонд состоит из предметов ОФ и НВ.
3.1.1. Основной фонд — совокупность музейных подлинных предметов, которые отвечают его профилю.
3.1.2. Обменный фонд — совокупность непрофильных или дублетных музейных предметов, которые предназначены для межмузейного обмена.
3.1.3. Научно-вспомогательный фонд — это наглядные материалы, которые служат для дополнения музейных предметов в экспозиции. Не являясь музейными предметами, помогают полнее раскрыть содержание музейных предметов, решить задачи экспозиции.
3.1.4. Перевод музейных предметов из НВ и ОФ, исключение из ОФ осуществляется приказом директора школы на основании протокола уполномоченной комиссии.
3.2. Музейные предметы ОФ фиксируются в главной инвентарной книге.
3.3. Учёт музейного фонда предусматривает первоначальная регистрация и инвентаризация. При поступлении предметов в музей оформляется акт приёма. Акты приёма регистрируются в книге учёта актов.
3.4. На музейных предметах проставляются учётные обозначения, например ОФ-5 или НВ-12.
3.5. Передача музейных предметов из одного музея в другой или из музея иной организации осуществляется на основании договорённости. Основным документом является акт передачи, который регистрируется в книге регистрационных актов.
3.6. Учётные документы составляют архив учётной документации.
3.7. Музейные предметы являются государственной собственностью и не подлежат возврату их бывшим владельцам, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
3.8. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем учреждения образования, передаются в другие государственные музеи системы Министерства образования или Министерства культуры РБ с составлением акта передачи.
ГЛАВА 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
4.1. Посетители музея имеют право на :
— посещение музея согласно режиму работы;
— получение необходимой информации о деятельности музея.
4.2. Педагогические работники имеют право на :
— обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
— творческую инициативу, свободу выбора педагогических обоснованных форм и методов обучения;
— участие в научной, научно-педагогической, экспериментальной, инновационной деятельности учреждения образования;
— материальное и моральное поощрение за успехи в педагогической деятельности.
4.3. Педагогические работники обязаны:
— осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне;
— выполнять правовые, моральные и этические нормы;
— уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса.
4.3.1. Иные права и обязанности педагогических работников устанавливаются законодательством РБ, локальными нормативно-правовыми актами учреждения образования или гражданско-правовыми договорами.
ГЛАВА 5. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ МУЗЕЯ.
5.1. Вопросы о реорганизации (ликвидации) музея учреждения образования, а также о судьбе его коллекций решается советом образовательного учреждения и его администрацией по согласованию с вышестоящими органами.
5.2. Для передачи фондов музея в государственный или общественный музей создается специальная музейная комиссия.
Гунько Г.В., учитель истории — председатель Совета музея;
Потапчик Т.П., учитель истории – руководитель музея;
Карпушенко А.Г., заместитель директора по воспитательной работе – член Совета музея;
Щербаков А.В., начальник центра допризывной и медицинской подготовки – член Совета музея;
Халецкая И.В., учитель истории – член Совета музея;
Коротченко Н.А., учитель географии – член Совета музея;
Москаленко Полина, учащаяся XI «А» класса – член Совета музея;
Кветковская Елизавета, учащаяся XI «В» класса – член Совета музея.
— количество экскурсий – 13
— количество посетителей – 427
— количество уроков – 7, КЧ – 11, ИЧ – 15
— количество массовых мероприятий – 9
— районный смотр-конкурс музеев -2
Образовательно-познавательная деятельность:
На базе музея были проведены тематические классные часы: «История Дня Юного героя-антифашиста», «И помнить страшно, и забыть нельзя!», «Салют, Победа!», «Афганистан излом нашей истории», «Жлобинщина, опалённая войной» и тематические информационные часы: «Юные орлята», «Пионеры-герои Беларуси», «Рядом с отцами», «Пионер-герой – Антон Губарев», «Почётная профессия – Родину защищать!»
Лекторская группа музея оказала помощь в проведении уроков по истории Беларуси в 10 классах: «Оккупационный режим на Беларуси», «Освобождение Беларуси», «Деятельность партизан и подпольщиков», «Уроки войны».
Экскурсионная деятельность:
При музее в 2013-2014 г. работали 2 кружка: «Юныя краязнаўцы» (рук.Т. П. Потапчик) и «Наследники Победы» (рук. Г. В. Гунько). Их посещали учащиеся 6,8,11 классов. Ребята учились не только проводить экскурсии, но и разрабатывали темы. За отчётный период было проведено 13 экскурсий для учеников, педагогов, учителей-ветеранов труда, гостей школы.
Участие в конкурсах, олимпиадах, слётах:
— ежегодные районные краеведческие олимпиады (командное 3 место – 2014 г.)
— ежегодные районные научно-практические конференции учащихся (Диплом 3 степени за исследовательский проект «Уроки Холокоста» Балабановой Яны и Толканица Анны – 2014 г;
— республиканский конкурс эссе по отечественной истории, посвященный 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков (Грамота за лучшее эссе в номинации «исторический жанр», Толканица Анна – 2014г.)
— Республиканский молодёжный конкурс по отечественной истории, организованный Белорусским общественным объединением «Общество памяти воинов и жертв Великой Отечественной войны» (10 грамот учащимся 11-ых классов – 2014г.)
— Республиканский конкурс музеев боевой славы учреждений образования «Их подвиг мы в сердце храним» в рамках республиканской акции учащейся молодёжи «Спасибо солдатам победы за то, что не знаем войны» — Диплом 3 степени в районе, Диплом 1 степени в области.
Оформление экспозиций:
В течение 2012 – 2014 г. г. продолжалось пополнение фондов музея за счёт поискового движения. Основной фонд пополнился оригинальными предметами музейного назначения: свидетельство «Партызан Беларусі», тарелка фаянсовая с клеймом 3 Рейха 1942г., газета «Волжская Коммуна» от 1943г., личные документы ветеранов войны Тимошенко И. и Рыковского С. Научно-вспомогательный фонд: фотоальбом «И помнит мир спасённый», воспоминания воинов-интернационалистов и их личные вещи.
В 2014 г. была полностью обновлена экспозиция «Афганистан болит в душе моей».
Были оформлены временные экспозиции: «Умелые руки не знают скуки» (поделки педагогов-ветеранов труда), «Природа нашего края в фотографиях», «Памятники и памятные знаки г. Жлобина и Жлобинского района в фотообъективе».
Старая экспозиция «Великая Отечественная война» была демонтирована, согласно решению педагогического совета школы от 25.03.2014. Планируется создать новую экспозицию к апрелю 2016 г. со следующими разделами:
1. «Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой…»
2. Жлобинщина в годы оккупации.
3. Деятельность партизан и подпольщиков.
4. Освобождение Беларуси и Жлобинщины.
5. Салют, Победа! Совет музея проводит активную работу по пополнению экспозиций новыми экспонатами.
Общественно-полезная деятельность:
Музей сотрудничает с ветеранскими организациями, Советом офицеров Жлобинского района, городским Союзом ветеранов боевых действий в Афганистане, зональным архивом г. Жлобина, Жлобинским государственным историко-краеведческим музеем, Жлобинским районным центром туризма и краеведения детей и молодёжи, школьными музеями и музейными комнатами города и района.
Совет музея, члены лекторской группы оказали помощь в проведении пионерских сборов «Юные орлята» и акции «Ветеран живёт рядом», «Забота», «Зажги свечу Памяти»; в уходе за памятниками и захоронениями времен Великой Отечественной войны.
Были организованы (совместно с классными руководителями и родителями) экскурсии в Красный Берег (мемориальный комплекс «Детская Хатынь»), г. Могилёв (Буйничское поле), на Линию Сталина и Курган Славы.
Методическая работа:
1) Оформлены буклеты «Музей Боевой и Трудовой Славы СШ№10».
2) В методической копилке музея появились новые разработки: мультимедийные презентации «Их именами названы улицы Жлобина», «Храмы Жлобинщины»; экскурсия выходного дня «Страницы истории на улицах города»; сайт «Оккупационный режим на Беларуси»; игра-викторина «И оживут истории страницы»; сценарии массовых мероприятий, посвящённых 23 февраля «А ну-ка, парни!» и «Каждый парень – воин бравый».
3) На базе музея 18 мая 2014 г. в Международный день музеев была проведена викторина «Музеи Беларуси» с презентацией «Необычные музеи».
4) На новостной ленте школьного сайта регулярно размещается информация о мероприятиях, проводимых Советом музея.
Информационная работа, связь с общественностью:
1) Заметки в районной газете «Новы дзень».
2) Размещение информации на школьном сайте.
3) Встречи с представителями районного Совета офицеров, ветеранами ВС РБ, воинами-интернационалистами.
4) Проведение Дня открытых дверей.
Укрепление материально-технической базы:
За отчетный период была расширена экспозиция «Афганистан болит в душе моей». Установлены жалюзи на окнах, новые шкафы и экспозиционные витрины.
Работа Совета Музея:
1) Пополнены фонды музея.
2) Созданы временные и обновлены постоянные экспозиции.
3) Оказано содействие в использовании экспозиций и фондов музея в учебно-воспитательном процессе.
Обеспечена сохранность музейных предметов, организация их учёта.
Заходят в класс под музыку «Песенка о чемодане» Ефрема Флакса
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у вас в гостях «Музей в чемодане». Скажите, пожалуйста, что такое музей? (выслушивает ответы) А кто такие экскурсоводы? Да, всё правильно. Экскурсоводы- это люди, которые проводят экскурсии. Их можно проводить в музеях, по городу, по школе, по предприятиям и т.д. А можно провести экскурсию наоборот, когда не экскурсанты (т.е. вы) идут в музей, а музей идёт к вам.
Мы принесли некоторые экспонаты из нашего школьного музея Боевой и Трудовой Славы. Все они находятся в экспозиции «Великая Отечественная война».
Итак, давайте знакомиться с ними поближе. Главной фигурой на войне является солдат. Для того, чтобы у солдата была сила, ему нужно…… (правильно, есть). А из чего ест солдат?
Котелок армейский — это уже история, о нём слагаются легенды. (отрывок из песни «Солдатский котелок»). Его ещё называют «солдатский котелок», «походный котелок». Это полевая походная посуда. Была и есть у военнослужащих многих государств мира. Габаритные размеры 150х100х170 мм. Объём котелка — 1,3 метра, объём крышки — 0,5 л. Сделан из алюминия. (В нашем котелке, правда, крышки нет — потерялась) Такие котелки выпускались на ленинградской фабрике «Красный выборжец» с 1931 года. Похож на котелок Кайзеровской Германии образца 1910 года.
Выпускался котелок двух форм — цилиндрической (круглой) и бобовидной. Его очень удобно использовать в походах. Как вы думаете, почему?
Плюсы котелка
1. лёгкий
2. вместительный
3. удобный — ручка двигается, в сам котелок наливали первое блюдо, а в крышку — второе
4. можно использовать для приготовления еды или разогревать её на огне костра
Минусов у котелка практически нет
1. может деформироваться, т.к. алюминий — мягкий металл
2. на огне (при высокой температуре) может пострадать ручка
Армейские котелки носили по-разному: внутри ранца в специальном кармане, на боевом рюкзаке, на заднем ремне портупеи или даже на поясе. Внутри обычно хранили хлеб, сухари.
Ребята, а этот предмет вам знаком? (показывает флягу армейскую)
История фляжки очень дaвняя, т.к. с самых древних времён требовался сосуд для переноса жидкости. Но вот такая фляжка известна именно со времён Великой Отечественной войны. Она полагалась военнослужащему по Уставу. Её объём — 1 л. С 1937 года фляжка выпускалась с резьбовой крышкой. Носилась фляжка в брезентовом чехле, застёгиваясь на пуговицу.
Как видите, военное снаряжение создавалось таким образом, чтобы максимально улучшить качество жизни бойцов.
На привалах солдаты не только ели и пили, но ещё и курили. Курили в основном махорку, её носили в специальном мешочке, который назывался Кисет. Махорку закручивали в кусочек тонкой бумаги. Для этой цели чаще всего использовали обычные газеты. Но у некоторых солдат, а чаще офицеров были портсигары ( от франц. «porte» — носить, «sigare» — сигара)
Это плоский футляр, коробочка для ношения при себе папирос. На войне некоторые умельцы делали их сами из фляжек или обломков военной техники. Часто украшали гравировкой.
Наш портсигар, правда, не военный. Он был выпущен на фабрике, уже после войны.
У военнослужащих были удостоверения личности. Как вы думаете, для чего? (выслушивает ответ) На войне важно было не пропустить шпиона, вражеского разведчика. Кроме того, удостоверения помогали вести учет солдат. В годы войны таким удостоверением личности была книжка красноармейца.
(Листаешь книжку и читаешь)
Они появились в Красной Армии в 1918 году, новый образец был введён в 1941 для младших командиров и красноармейцев (солдат). Это был главный документ солдата. На первой странице видим надпись: «Красноармейскую книжку всегда иметь при себе. Не имеющих книжек — задерживать.» На той же первой странице были сведения о солдате: ФИО, звание и должность, наименование части и подразделения, фотография и личная подпись бойца.
Так же в этой книжке указывалась военная специальность солдата (например, миномётчик, сапёр, и стрелок и т.д.), год рождения и год призыва в армию, образование, домашний адрес, ФИО жены или родителей, группа крови, дата принятия военной присяги. Указывалось вещевое имущество бойца — шапка, пилотка, гимнастёрка, шаровары, рубаха, полотенце, сапоги, перчатки и т.д.
Позже такие книжки были заменены на военные билеты.
Ребята, как вы думаете, что за » девайс» у меня в руках? На что похож?(на транспортир) Что-то похожее есть у вас на уроках математики? Для чего его можно использовать?
Это артиллерийский круг ( линейка). Он нужен для артиллериста, т.к. хороший артиллерист никогда не станет стрелять наугад. Он знает, что такая стрельба приводит к ненужному расходу патронов. Хороший артиллерист, отыскав цель, — прежде всего старается возможно точнее определить её на местности; только тогда он открывает огонь.
Артиллерийский круг совместно с масштабно — прицельной линейкой предназначен для построения и измерения углов и измерения расстояний на карте. Есть специальные учебные пособия, которые объясняют, как пользоваться таким кругом. Форма очень удобная, углы срезаны, чтобы легко помещалось в планшете.
Прозрачный для того, чтобы можно было положить его на карту и видеть её.
Пилотка армейская — летний головной убор. Называется так потому, что первым появился у пилотов. Она называлась «перелётка» или «полётка». Голова под ней не потеет и не мёрзнет. При необходимости, прямо на пилотку можно надеть каску. Она очень удобная, т.к. в отличие от фуражки её можно сложить и положить в карман, заткнуть за пояс. В КА пилотку ввели в 1934 году. Шили из х/б ткани. В качестве кокарды носили красную звездочку.
Ещё больше интересных вещей и историй вы увидите и узнаете, посетив наш музей (кабинет 2-5)
Спасибо за внимание.
До свидания.
Уходят под отрывок из песни Ефрема Флакса «Песенка о чемодане»
Нормативно-правовая база:
Школьная суббота. Экскурсия «Быт солдата на войне»
«День добрых дел». Уборка музея
Учёба актива