Памятка молодому учителю при подготовке к уроку
1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.
2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.
3. Изучите методические пособия к проведению урока.
4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.
5. Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть — урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.
6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.
7. Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.
8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока — это будет вашим творчеством.
9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.
10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.
11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.
12. Постарайтесь «примерить» свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки — это и есть индивидуальный подход, без которого н не добиться глубоких и прочных знаний.
13. Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок — законченное целое, но он — звено всего учебного и воспитательного процесса.
Дидактические требования к современному уроку:
* четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
* определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
* прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
* выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
* реализация на уроке всех дидактических принципов;
* создание условий успешного учения учащихся.
Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока:
1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
* соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
* определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
* планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
* учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
* соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
1. Особенности самоорганизации учителя:
* подготовленность к уроку и главное — осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
* рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
* педагогический такт (случаи проявления);
* психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Организация познавательной деятельности учащихся:
1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
* планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
* использование установок в форме убеждения, внушения;
* планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
* использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
1. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
* определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);
* опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
* планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
* руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
* использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
1. Закрепление результатов работы:
* формирование навыков путем упражнений;
* обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Гигиенические требования к уроку:
1. температурный режим;
2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
3. освещение;
4. предупреждение утомления и переутомления;
5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;
7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
8. соответствие классной мебели росту школьника.
Требования к технике проведения урока:
1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА
1. организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
2. проверка домашнего задания;
3. проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
4. постановка цели занятия перед учащимися;
5. организация восприятия и осмысления новой информации;
6. первичная проверка понимания;
7. организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;
8. творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
11. домашнее задание к следующему уроку;
12. подведение итогов урока.
МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ
Структура урока — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Структура урока изучения нового материала:
* первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
* указание на то, что учащиеся должны запомнить;
* мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
* сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти
* материалами, смысловая группировка и т.п.);
* первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
* контроль результатов первичного запоминания;
* регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
* внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
* частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
* сообщение учащимся цели предстоящей работы;
* воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
* выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
* проверка выполнения работ;
* обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
* задание на дом (если это необходимо).
Структура урока формирования умений и навыков:
* постановка цели урока;
* повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
* проведение проверочных упражнений;
* ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
* упражнения на их освоение;
* упражнения на их закрепление;
* тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
* упражнения на перенос в сходную ситуацию;
* упражнения творческого характера;
* итог урока;
* задание на дом.
Структура урока повторения:
* организация начала урока;
* постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
* проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
* подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
* задание на дом.
Структура урока проверки знаний:
* организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
* постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
* изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.
* подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
* определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
* организация начала урока (психологический настрой учащихся);
* сообщение темы урока и его задач;
* изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
* формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по аналогии;
* упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
* творческое применение знаний и умений;
* упражнение по отработке навыков;
* домашнее задание;
* итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Структура повторительно-обобщающего урока:
* организационный момент;
* вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
* выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
* проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
* формулирование выводов по изученному материалу;
* оценка результатов урока;
* подведение итогов;
* задание на дом (не всегда).
Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
* организация начала урока;
* проверка домашнего задания, постановка цели урока;
* подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
* изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;
* закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
* обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
* подведение итогов и результатов урока;
* задание на дом;
* подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
Структура уроков учителей-новаторов:
Система преподавания Л.В. Маховой:
* рассказ обзорного типа по всей теме;
* урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений
* урок — практическая работа;
* урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;
* заключительный опрос по теоретическому материалу;
* решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.
Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:
* уроки теоретического разбора материала учителем;
* уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;
* уроки-семинары;
* уроки-практикумы;
* уроки контроля и оценки.
Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:
* урок-лекция по всей теме;
* уроки-решения ключевых задач;
* урок-консультация;
* урок-зачет.
«Оазис здоровья»
В мощном потоке комплексной информатизации образовательного процесса важно не забывать об «оазисах здоровья» для школьников в виде физических упражнений, физкультминуток и физкультпауз, подвижных игр, которые обеспечивают в работе с младшими школьниками профилактику утомления нервной системы, создают у детей жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность. Очень важно учить детей самостоятельности при занятиях физическими упражнениями. Самостоятельное и творческое использование ребенком двигательного опыта в физических упражнениях и подвижных играх повышает интерес к двигательной деятельности, активизирует мыслительную и эмоциональную сферу.
Варианты выполнения комплексов физкультминуток различны: сидя, стоя, в кругу или в шеренгах, если позволяет помещение классной комнаты.
Целесообразно варьировать разнообразные формы проведения физкультминуток (комплексы общеразвивающих упражнений, игровые задания, несложные игры малой интенсивности, танцевальные упражнения с музыкальным сопровождением и т. д.).
Танцевально-ритмические физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию. Для их проведения можно использовать аудиозапись с заранее записанным музыкальным произведением и ритмическим стихотворением. Данная форма проведения физкультурных минуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся.
Двигательно-речевые физкультурные минутки предполагают речевое сопровождение выполнения упражнений. Подготовка двигательно-речевых минуток развивает творческие способности самого учителя и способствует развитию интереса учащихся к изучению того или иного учебного предмета.
Когнитивные (познавательные) физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов.
Двигательные действия и задачи. Загадывают загадку, а отгадку имитируют в движении.
Игровой элемент — обязательный атрибут каждого урока с младшими школьниками. Очень важно суметь создать у учащихся положительное эмоциональное состояние, благоприятно влияющее на эффективность усвоения учебного материала (Ритмические хлопки. Веревочная паутина. Перетягивание каната. Через круг. Встреча с прессой. Любимые вещи. Рисунок на двоих. Испорченный телефон. Игры-кричалки).
Как подготовиться к уроку
Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, выясните, кто из учащихся и по какой причине отсутствует на учебном занятии. Приучайте дежурных оставлять на столе записку с фамилиями отсутствующих учащихся. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале: ее можно приготовить на перемене.
Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: » Кто не выполнил домашнее задание?» Это приучает к мысли, будто невыполнение заданий учителя — дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.
Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым ученикам поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
Обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, которые могут заняться на уроке посторонним делом.
Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Укажите ученику над, чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
Удерживайтесь от излишних замечаний.
Организуя учащихся, старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает Вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.
Памятка молодому учителю при подготовке к уроку
Прочитайте раздел программы, который надо изучать на уроке.
Изучите материал этого раздела.
Проанализируйте учебный материал.
Сформулируйте цель урока. Ответьте на вопросы, чего бы вы хотели достичь в результате урока.
Представьте коллектив данного класса, отдельных учеников, постарайтесь наметить их путь к выполнению задач урока.
Выберите самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.
Соразмерьте выбранные приемы со своими возможностями, определите свои действия на уроке.
Продумайте структуру урока, его ход.
Зафиксируйте все подготовленное в плане или конспекте.
Повторите про себя или вслух узловые моменты плана.
Проверьте себя:
какие факты, какие общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке;
какое умение формируется на данном уроке;
какие мировоззренческие понятия, политические, нравственные или эстетические оценки необходимо сформировать на данном уроке;
какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.
Памятка молодому учителю при анализе своего урока
Приучите себя к самоанализу урока. Пусть не уйдут из поля вашего зрения следующие вопросы:
Работа по формированию учебных навыков и умений:
работа с книгой;
использование справочников и словарей;
развитие устной и письменной речи учащихся;
самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;
самостоятельная работа;
Сколько учащихся не справились с самостоятельной работой?
Как вы поработали с учащимися по ликвидации пробелов в их знаниях?
Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями учащихся на уроке? Учли ли вы следующее:
не преобладали ли фронтальные опросы?
как давно вы использовали ТСО, наглядные средства для оптимизации учебно-воспитательного процесса?
включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?
каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников?