Памятка молодому учителю при подготовке к уроку

1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.

2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.

3. Изучите методические пособия к проведению урока.

4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.

5. Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть — урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.

6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.

7. Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.

8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока — это будет вашим творчеством.

9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.

10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.

11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.

12. Постарайтесь «примерить» свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки — это и есть индивидуальный подход, без которого н не добиться глубоких и прочных знаний.

13. Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок — законченное целое, но он — звено всего учебного и воспитательного процесса.

Дидактические требования к современному уроку:

*​ четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

*​ определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

*​ прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

*​ выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

*​ реализация на уроке всех дидактических принципов;

*​ создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

1.​ Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2.​ Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3.​ Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1.​ Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

*​ соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

*​ определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

*​ планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

*​ учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

*​ соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

1.​ Особенности самоорганизации учителя:

*​ подготовленность к уроку и главное — осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;

*​ рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

*​ педагогический такт (случаи проявления);

*​ психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1.​ Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

*​ планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

*​ использование установок в форме убеждения, внушения;

*​ планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

*​ использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

1.​ Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

*​ определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);

*​ опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

*​ планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

*​ руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

*​ использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

1.​ Закрепление результатов работы:

*​ формирование навыков путем упражнений;

*​ обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1.​ отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

2.​ возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1.​ планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2.​ проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3.​ дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

1.​ температурный режим;

2.​ физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3.​ освещение;

4.​ предупреждение утомления и переутомления;

5.​ чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6.​ своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7.​ соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8.​ соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

1.​ урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2.​ темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3.​ необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4.​ доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5.​ по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА

1.​ организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

2.​ проверка домашнего задания;

3.​ проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

4.​ постановка цели занятия перед учащимися;

5.​ организация восприятия и осмысления новой информации;

6.​ первичная проверка понимания;

7.​ организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

8.​ творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

9.​ обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

10.​ контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

11.​ домашнее задание к следующему уроку;

12.​ подведение итогов урока.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Структура урока — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

*​ первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

*​ указание на то, что учащиеся должны запомнить;

*​ мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

*​ сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти

*​ материалами, смысловая группировка и т.п.);

*​ первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

*​ контроль результатов первичного запоминания;

*​ регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

*​ внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

*​ частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

*​ сообщение учащимся цели предстоящей работы;

*​ воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

*​ выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

*​ проверка выполнения работ;

*​ обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

*​ задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

*​ постановка цели урока;

*​ повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

*​ проведение проверочных упражнений;

*​ ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

*​ упражнения на их освоение;

*​ упражнения на их закрепление;

*​ тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

*​ упражнения на перенос в сходную ситуацию;

*​ упражнения творческого характера;

*​ итог урока;

* задание на дом.

Структура урока повторения:

*​ организация начала урока;

*​ постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

*​ проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

*​ подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

*​ задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

*​ организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

*​ постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

*​ изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.

*​ подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

*​ определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

*​ организация начала урока (психологический настрой учащихся);

*​ сообщение темы урока и его задач;

*​ изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

*​ формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по аналогии;

*​ упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

*​ творческое применение знаний и умений;

* упражнение по отработке навыков;

*​ домашнее задание;

*​ итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

*​ организационный момент;

*​ вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

*​ выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

*​ проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

*​ формулирование выводов по изученному материалу;

*​ оценка результатов урока;

*​ подведение итогов;

*​ задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

*​ организация начала урока;

*​ проверка домашнего задания, постановка цели урока;

*​ подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

*​ изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

*​ закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

*​ обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

*​ подведение итогов и результатов урока;

*​ задание на дом;

*​ подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура уроков учителей-новаторов:

Система преподавания Л.В. Маховой:

*​ рассказ обзорного типа по всей теме;

*​ урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений

*​ урок — практическая работа;

*​ урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;

*​ заключительный опрос по теоретическому материалу;

*​ решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.

Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:

*​ уроки теоретического разбора материала учителем;

*​ уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;

*​ уроки-семинары;

*​ уроки-практикумы;

*​ уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:

*​ урок-лекция по всей теме;

*​ уроки-решения ключевых задач;

*​ урок-консультация;

*​ урок-зачет.

«Оазис здоровья»

В мощном потоке комплексной информатизации образователь­ного процесса важно не забывать об «оазисах здоровья» для школьников в виде физических упражнений, физкультминуток и физкультпауз, подвижных игр, которые обеспечивают в работе с младшими школьниками профилактику утомления нервной сис­темы, создают у детей жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность. Очень важно учить детей самостоятельности при занятиях физическими упражнениями. Самостоятельное и твор­ческое использование ребенком двигательного опыта в физических упражнениях и подвижных играх повышает интерес к двигательной деятельности, активизирует мыслительную и эмоциональную сферу.

Варианты выполнения комплексов физкультминуток различ­ны: сидя, стоя, в кругу или в шеренгах, если позволяет помещение классной комнаты.

Целесообразно варьировать разнообразные формы проведения физкультминуток (комплексы общеразвивающих упражнений, иг­ровые задания, несложные игры малой интенсивности, танцеваль­ные упражнения с музыкальным сопровождением и т. д.).

Танцевально-ритмические физкультурные минутки целе­сообразно проводить под популярную детскую мелодию. Для их проведения можно использовать аудиозапись с заранее записанным музыкальным произведением и ритмическим стихотворением. Данная форма проведения физкультурных минуток повышает эмо­циональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся.

Двигательно-речевые физкультурные минутки предполагают речевое сопровождение выполнения упражнений. Подготовка двигательно-речевых минуток развивает творческие способности самого учителя и способствует развитию интереса учащихся к изучению того или иного учебного предмета.

Когнитивные (познавательные) физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов.

Двигательные действия и задачи. Загадывают загадку, а отгадку имитируют в движении.

Игровой элемент — обязательный атрибут каждого урока с млад­шими школьниками. Очень важно суметь создать у учащихся по­ложительное эмоциональное состояние, благоприятно влияющее на эффективность усвоения учебного материала (Ритмические  хлопкиВеревочная паутинаПеретягивание канатаЧерез кругВстреча с прессойЛюбимые вещиРисунок на двоихИспорченный телефонИгры-кричалки).

Как подготовиться к уроку

Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, выясните, кто из учащихся и по какой причине отсутствует на учебном занятии. Приучайте дежурных оставлять на столе записку с фамилиями отсутствующих учащихся. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале: ее можно приготовить на перемене.

Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: » Кто не выполнил домашнее задание?» Это приучает к мысли, будто невыполнение заданий учителя — дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.

Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым ученикам поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

Обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, которые могут заняться на уроке посторонним делом.

Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Укажите ученику над, чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

Удерживайтесь от излишних замечаний.

Организуя учащихся, старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает Вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.

Памятка молодому учителю при подготовке к уроку

Прочитайте раздел программы, который надо изучать на уроке.

Изучите материал этого раздела.

Проанализируйте учебный материал.

Сформулируйте цель урока. Ответьте на вопросы, чего бы вы хотели достичь в результате урока.

Представьте коллектив данного класса, отдельных учеников, постарайтесь наметить их путь к выполнению задач урока.

Выберите самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.

Соразмерьте выбранные приемы со своими возможностями, определите свои действия на уроке.

Продумайте структуру урока, его ход.

Зафиксируйте все подготовленное в плане или конспекте.

Повторите про себя или вслух узловые моменты плана.

Проверьте себя:

какие факты, какие общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке;

какое умение формируется на данном уроке;

какие мировоззренческие понятия, политические, нравственные или эстетические оценки необходимо сформировать на данном уроке;

какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.

Памятка молодому учителю при анализе своего урока

Приучите себя к самоанализу урока. Пусть не уйдут из поля вашего зрения следующие вопросы:

Работа по формированию учебных навыков и умений:

работа с книгой;

использование справочников и словарей;

развитие устной и письменной речи учащихся;

самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;

самостоятельная работа;

Сколько учащихся не справились с самостоятельной работой?

Как вы поработали с учащимися по ликвидации пробелов в их знаниях?

Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями учащихся на уроке? Учли ли вы следующее:

не преобладали ли фронтальные опросы?

как давно вы использовали ТСО, наглядные средства для оптимизации учебно-воспитательного процесса?

включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?

каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников?